Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
1. Реквизиты нормативных правовых актов
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2024 № 694 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы» (далее – Постановление № 694);
- Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»;
- Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня» (далее – Административный регламент № 923);
- Приказ Минприроды России от 22.07.2024 № 463 «Об утверждении состава и содержания заключения государственной экологической экспертизы».
2. Порядок предоставления государственной услуги
Государственная услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами по поручению Центрального аппарата Росприроднадзора, при условии соответствия ее состава и содержания требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) федерального уровня установлен статьей 11 Закона № 174-ФЗ, согласно которой объектами ГЭЭ федерального уровня являются:
1) проектная документация объектов капитального строительства (далее – ОКС), строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
2) проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах ООПТ допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) проектная документация ОКС, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация ОКС, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов производства и потребления, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
4) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
5) проектная документация ОКС, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7) проектная документация ОКС, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами ООПТ;
8) проектная документация ОКС, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
- объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами ООПТ;
- не подлежащей ГЭЭ в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;
- автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, ООПТ;
9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
10) проектная документация ОКС, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов, за исключением ОКС, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
11) объекты ГЭЭ, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов ГЭЭ, указанных в подпункте 18 пункта 1 статьи 11 Закона № 174-ФЗ), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ ООПТ и охранных зон ООПТ;
12) проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом ГЭЭ;
13) проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду;
14) проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
15) проект ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности;
16) проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
17) проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов;
18) проекты общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, за исключением проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
19) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
20) проекты соглашений о разделе продукции;
21) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности;
22) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
23) документы, подготовленные в связи с предполагаемым ввозом объектов, указанных в Федеральном законе от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»;
24) объект ГЭЭ, указанный в статье 11 Закона № 174-ФЗ и ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в следующих случаях:
- реализация документов и (или) документации, предусмотренных настоящей статьей, с отступлениями от таких документов и (или) документации, получивших положительное заключение ГЭЭ, и (или) внесение изменений в такие документы и (или) документацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 и пунктом 14 статьи 14 Закона № 174-ФЗ;
- истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ, за исключением случаев строительства, реконструкции ОКС в срок не более пяти лет с даты истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, не влекущих последствий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта 1 пункта 14 статьи 14 Закона № 174-ФЗ, при условии начала строительства, реконструкции такого объекта в период срока действия положительного заключения ГЭЭ.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрация заявительных документов;
- определение органа, уполномоченного на проведение ГЭЭ;
- рассмотрение заявительных документов;
- формирование и направление межведомственных запросов;
- подготовка и издание приказа или решения об организации и проведении ГЭЭ;
- проведение ГЭЭ. Продление срока проведения ГЭЭ;
- выдача результата предоставления государственной услуги;
- исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
3. Сроки предоставления государственной услуги
В соответствии с пунктом с пунктом 9 статьи 14 Закона № 174-ФЗ, пунктом 11 Постановления № 694 срок проведения ГЭЭ, не должен превышать 42 рабочих дня, за исключением срока проведения ГЭЭ документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, отнесенной к объектам ГЭЭ федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Закона № 174-ФЗ, который не должен превышать 20 рабочих дней.
Срок проведения ГЭЭ может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика.
Срок проведения ГЭЭ проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, в случаях, указанных в части 1 статьи 19.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты и приемки комплекта заявительных документов в полном объеме.
4. Форма заявления на предоставление государственной услуги
Заявление о проведении ГЭЭ представляется путем заполнения интерактивной формы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) по адресу: https://www.gosuslugi.ru/600397/1/form
Ссылка и QR-код на ЕПГУ
Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня |
|
5. Размер госпошлины за предоставление государственной услуги
На основании положений пункта 7 статьи 14, абзаца 3 статьи 27 и пункта 1 статьи 28 Закона № 174-ФЗ Заявитель оплачивает проведение государственной услуги в соответствии со счетом на проведение ГЭЭ, подготовленным структурным подразделением Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), ответственным за финансово-хозяйственную деятельность, и сметой расходов, подготовленной структурным подразделением Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), уполномоченным на предоставление государственной услуги, в порядке, установленном:
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы»;
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.09.2013 № 404 «Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы».
В соответствии с пунктом 31 Административного регламента № 923 при предоставлении государственной услуги возврат денежных средств в полном объеме, либо частично не предусмотрен.
6. Результаты предоставления государственной услуги
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента № 923 результатом предоставления государственной услуги является выдача заключения государственной экологической экспертизы, отвечающего требованиям статьи 18 Закона № 174-ФЗ.
7. Контактные данные специалистов, отвечающих за предоставление государственной услуги
Межрегиональный отдел государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности:
Мурманская область:
- начальник отдела Горбань Юрий Павлович, тел. (8152) 25-09-15 доб. 51107
- заместитель начальника отдела Воронов Алексей Александрович, тел. (8152) 25-09-15 доб. 51103
Республика Карелия:
- ведущий специалист-эксперт Афонькина Александра Николаевна; тел. (8152) 25-09-15 доб. 51216.