Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Расширенная ответственность производителей

Под расширенной ответственностью производителей и импортеров товаров, упаковки товаров понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств.

В соответствии со ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров/упаковки товаров на территории РФ или импорт товаров/упаковки товаров из третьих стран или ввоз товаров/упаковки товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров/упаковки товаров, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем или импортером товаров/упаковки товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров/упаковки товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров/упаковки товаров (за исключением твердых коммунальных отходов). Форма акта утилизации отходов от использования товаров утверждена Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90.

В отношении товаров/упаковки товаров, которые вывозятся из РФ, производители и импортеры товаров/упаковки товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации.

Обязанность производителя, импортера товаров/упаковки товаров по их утилизации считается исполненной:
- со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
- со дня уплаты экологического сбора.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

В соответствии с п.13 и п.14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров/упаковки товаров могут применять понижающий коэффициент при использовании упаковки из вторсырья и учитывать в текущем отчетном периоде отходы, утилизированные сверх норматива в предыдущем отчетном периоде.

При этом, в соответствии с п.15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, положения пунктов 13 и 14 не распространяются на производителей, импортеров товаров/упаковки товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора.

Таким образом, с учетом п.15 положения п.13 и п.14 распространяются не на всех товаропроизводителей, а только на тех, которые утилизируют в полном объеме отходы по всем группам товаров и упаковки товаров, рассчитанные с учетом предоставленных льгот, и, соответственно, у которых обязанность по оплате экологического сбора будет отсутствовать.

Производители и импортеры товаров/упаковки товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров/упаковки товаров, представляют Расчет суммы экологического сбора в соответствии с требованиями Приказа Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 и уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Представление отчетной документации по экологическому сбору осуществляется следующим образом:
- производители товаров – в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации;
- импортеры товаров, а также производители товаров, являющиеся одновременно импортерами товаров, – в Центральный аппарат Росприроднадзора

Представление отчетной документации осуществляется путем использования электронного сервиса «Личный кабинет природопользователя», расположенного по адресу www.lk.rpn.gov.ru. В случае формирования документов без ЭЦП необходимо также направить документацию на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган или Центральный аппарат Росприроднадзора.

Дополнительно обращаем внимание, что с 01.01.2024 вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Основные положения по представлению отчетности и

уплате экологического сбора

Вид отчетности и платежа

Сроки сдачи отчетности/ уплаты экологического сбора

Примечания


Представление Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) Форма и порядок подачи Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.
Представление Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) Форма и порядок подачи Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.
Представление Расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов Ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Уплата экологического сбора Ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) Реквизиты для уплаты экологического сбора



Ответственность за нарушение сроков сдачи отчетности и

уплаты экологического сбора

Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

штраф на:
-      должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
-      лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
-      юридических лиц - от 70 тыс. до 150 тыс. рублей
статья 8.5.1 часть 1
КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения штраф на:
-      должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
-      лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 тыс. рублей;
-      юридических лиц в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей
статья 8.5.1 часть 2
КоАП РФ
Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров штраф на:
-      должностных лиц в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
-      лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей;
-      юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 тыс. рублей
статья 8.41.1
КоАП РФ



Перечень основных документов по теме

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

3.Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год».

5. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

6. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»;

7. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».

8. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

9. Приказ Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров».

10. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора».

11. Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме».

12. Реквизиты для уплаты экологического сбора.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР 

В соответствии со ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» производители и импортеры товаров/упаковки товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров/упаковки товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.
 
Ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора), утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.


Основные положения по представлению Расчета суммы экологического сбора и уплате экологического сбора

Вид отчетности и платежа Сроки сдачи Расчета/уплаты экологического сбора Примечания
Представление Расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов Ежегодно,
до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год)
Форма Расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Порядок представления Расчета суммы экологического сбора установлен Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920.
Уплата экологического сбора Ежегодно,
до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год)
Реквизиты для уплаты экологического сбора.

Уплата экологического сбора осуществляется следующим образом:

- плательщиками, являющимися производителями товаров/упаковки товаров, -
в территориальный органа Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика;
- плательщиками, являющимися импортерами товаров/упаковки товаров, а также  плательщиками, одновременно являющимися производителями и импортерами товаров/упаковки товаров - в Центральный аппарат Росприроднадзора;

Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Зачет/возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора осуществляется Управлением на основании Заявления плательщика о зачете/возврате уплаченного (взысканного) экологического сбора по утвержденной форме, согласно Приложению 3 или Приложению 5 к Приказу Росприроднадзора 22.08.2016 № 489, в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного Заявления.

К Заявлению в обязательном порядке должен быть приложен акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, представленного Управлением на основании Заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора по форме, согласно Приложению 2 к Приказу от 22.08.2016 № 489, и подписанный без разногласий Управлением и плательщиком.
В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) в установленные сроки Управление направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.


Перечень основных документов по теме

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

3. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

4. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора».

5. Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме».

6. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».

7. Форма Заявления о проведении совместной cверки расчетов суммы экологического сбора (Приложение 2 к Приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489).

8. Форма Заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора (Приложение 3 к Приказу Росприроднадзора от 22.08.2016  № 489).

9. Форма Заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора (Приложение 5 к Приказу Росприроднадзора от 22.08.201  № 489).

10. Реквизиты для уплаты экологического сбора.



РЕКВИЗИТЫ
Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования для оплаты платежей за негативное воздействие
 на окружающую среду

                     Реквизиты Ростовской области
Получатель: 
УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону (Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  л/с 045 81D01120)
ИНН 2315984143
КПП 231201001

Отделение Ростов-на-Дону Банка России/
УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону
БИК 016015102

Единый казначейский счёт  401 028 108 453 700 000 50
Расчетный счет  031 006 430 000 000 158 00 (для перечисления госпошлины, уплаты административных штрафов, платежей за негативное воздействие на окружающую среду, пеней, экологического сбора)

КБК в платежном поручении указывается в соответствии с назначением платежа
(вид негативного воздействия на окружающую среду, экологический сбор):

- КБК за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами  – 048 1 12 01010 01 6000 120,
- КБК за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты  – 048 1 12 01030 01 6000 120,
- КБК за размещение отходов производства – 048 1 12 01041 01 6000 120,
- КБК за размещение твердых коммунальных отходов (для региональных операторов и операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по размещению с ТКО) – 048 1 12 01042 01 6000 120,
- КБК за экологический сбор – 048 1 12 08010 01 6000 120.

ОКТМО в платежных поручениях необходимо указывать согласно перечню ОКТМО муниципальных образований по Ростовской области.

При оплате платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ указывается ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект негативного воздействия на окружающую среду. При оплате платежей за размещение отходов указывается ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения отходов.