Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Январь 24, 2022

Вниманию природопользователей!

Досудебное обжалование — это цифровой сервис, который позволяет урегулировать спор между контролируемым лицом и контрольным органом в досудебном порядке, а также действия (бездействие) его должностных лиц.

Кто имеет право на обжалование

Вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц регулирует гл. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

На основании ст. 39 Закона № 248-ФЗ подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация), в отношении которого приняты или совершены (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ):

решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Постановлением  Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.

Основанием для подачи жалобы служит мнение контролируемого лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Согласно ст. 40 Закона № 248-ФЗ, жалобу подают в уполномоченный на её рассмотрение орган в электронном виде через сайт «Госуслуг».

Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).

Какая нужна электронная подпись

Жалобу подаёт гражданин - Должна быть подписана простой либо усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалобу подает организация - Обязательна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

Решение, действия (бездействие) - 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Предписание контрольного (надзорного) органа - 10 рабочих дней с момента получения.

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

Согласно ст. 41 Закона № 248-ФЗ, досудебная жалоба должна содержать следующие обязательные позиции:

наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которого обжалуется;

Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;

желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;

основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);

требования подавшего жалобу;

учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба.

Жалоба не должна содержать:

нецензурные либо оскорбительные выражения;

угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

Причины в отказе в рассмотрении жалобы

В силу ст. 42 Закона № 248-ФЗ в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы уполномоченный на рассмотрение орган принимает решение об отказе, если:

жалоба подана после истечения сроков на её подачу и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;

отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;

есть решение суда по вопросам в жалобе;

ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;

жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно, но не обязательно, представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Срок рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

До принятия итогового решения по жалобе можно  по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Согласно ч. 7 ст. 21 Закона № 248-ФЗ материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, должны быть в электронном виде.

По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

оставляет жалобу без удовлетворения;

отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

отменяет решение полностью и принимает новое;

признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале «Госуслуг».


ИНСТРУКЦИЯ

Порядок действий в случае отсутствия на форме подачи жалобы услуги «Жалоба на решение контрольных органов» ЕПГУ информации о проверках в отношении контролируемого лица

1.      Проверить что проверка в отношении вас (контролируемого лица) есть в Едином реестре проверок (ЕРП) / Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) (https://proverki.gov.ru/portal).

2.      Проверить, что ОГРН/ИНН, указанный в вашем личном кабинете ЮЛ/ИП ЕПГУ, соответствует ОГРН/ИНН,указанному в данных по проверке. ОГРН/ИНН указывается в личном кабинете ЮЛ/ИП ЕПГУ на вкладке «Обзор».


3.      Проверить, что контрольный (надзорный) орган, проводивший проверку, присутствует в списке органов, в которые можно подать жалобу на лендингеуслуги «Жалоба на решение контрольных органов» ЕПГУ (https://knd.gosuslugi.ru/) в разделе «Кто рассмотрит жалобу?»

4.      Если все предыдущие условия выполнены, необходимо обратиться в Службу поддержки ЕПГУ, позвонив по бесплатному номеру телефона: 8 800 100-70-10или115(для звонков с мобильных телефонов) и описать суть сложившейся проблемы, использовав ключевые фразы «Контрольный орган», «Проверка», «Досудебное обжалование КНД», «Отсутствие номера проверки на форме подачи жалобы» и т.д.

5.      Для оперативного решения проблемы необходимо быть готовым представить по запросу Службы поддержки с использованием электронной почты следующие материалы:

·         скриншоты формы подачи жалобы с отображением списка доступных проверок;

·         har-файл.

*Инструкция по получению har-файла:

1. Открыть в браузере консоль разработчика, нажав f12 или fn+12, или открыть консоль с помощью меню браузера.

2. В консоли перейти на вкладку «Network».

3. На странице браузера с открытой консолью разработчика открыть форму подачи жалобы.

4. Скачать har-файл, нажав на значок «стрелка вниз» (выделена на рисунке).

Контакты Аналитического центра при Правительстве РФ для передачи номера обращения Службы поддержки ЕПГУ:

Цветов Константин

Руководитель проектной группы Аналитического центра при Правительстве РФ

+7 (916) 412-16-31

k.tcvetov@ac.gov.ru