Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации:

  • единое назначение;

  • неразрывная физическая или технологическая связанность.

Обращаю внимание, что неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.

Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. При этом статьей 4.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2020, рег. № 57808 (далее – Административный регламент) и вступивший в силу с 05.04.2020.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым полномочия по предоставлению государственной услуги переданы на основании соглашений в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяет порядок их взаимодействия при предоставлении государственной услуги.

В целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – государственная услуга, объект НВОС), Росприроднадзор считает необходимым обратить особое внимание на следующие моменты.

Согласно пункту 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

  • а) свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет объекта НВОС либо уведомление об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет;

  • б) свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС либо уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС (свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС должно содержать в числе прочего основания актуализации сведений об объекте НВОС и перечень актуализированных сведений, содержащихся в государственном реестре);

  • в) свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета либо извещение заявителя об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета;

  • г) дубликат свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликат свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС, дубликат свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета либо извещение заявителя об отказе в выдаче дубликата свидетельства (в заявлении о выдаче дубликата свидетельства согласно пункту 19 Административного регламента в обязательном порядке должны быть указаны причины необходимости такой выдачи, на дубликате свидетельства в правом верхнем углу проставляется надпись «Дубликат»).

Сроки предоставления государственной услуги установлены пунктом 12 Административного регламента:

  • а) постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 дней со дня поступления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет. В случае если при рассмотрении заявки установлено, что объект не соответствует Критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН), и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 64 Административного регламента);

  • б) актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений, заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия с государственного учета объекта НВОС или заявления о выдаче дубликата свидетельства. В случае если при рассмотрении заявительных документов установлено, что объект не соответствует Критериям ФГЭН и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 73 Административного регламента);

  • в) отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, отказ в актуализации сведений об объекте НВОС, отказ в снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов.

Перечень объектов Федерального надзора, отнесенных к категориям риска

Перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха на территории Тульской области
Перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха на территории Рязанской области

Дополнительно разъясняем следующее.

 1. По вопросу постановки на государственный учет строительных площадок как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), и в рамках установленной компетенции сообщаем.

2. По вопросу постановки на государственный учет объектов, расположенных на территории лицензионных участков.

Объекты, предназначенные для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым право пользования соответствующим участком недр предоставлено лицензией на пользование недрами. Таким объектам присваивается I категория негативного воздействия.

При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу, четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ.

К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало работы мобильных буровых установок, начало работ по испытанию скважин, сервисному обслуживанию скважин, а также завершение таких работ.

Актуализировать сведения об объекте НВОС в данном случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр.

Таким образом, в целях обеспечения всесторонней, объективной и обоснованной проектными решениями оценки характера и объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр, идентификацию, постановку на государственный учет, актуализацию сведений, а также снятие с государственного учета объектов НВОС следует производить пользователю недр.

3. По вопросу постановки на государственный учет морских и речных судов.

Несмотря на разъяснения, направленные ранее в территориальные органы Росприроднадзора письмом от 01.02.2019 № РН-04-03-28/3331, продолжается практика по постановке на государственный учет морских и речных судов в нарушение действующего законодательства. В целях недопущения в дальнейшем указанных случаев повторно разъясняю следующее.

Согласно определениям основных понятий, применяемым в тексте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ:

судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; морская плавучая платформа – судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.

Суда (за исключением морских плавучих платформ) относятся к транспортным средствам.

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлены следующие определения для понятий источников загрязнения окружающей среды:

  • стационарный источник загрязнения окружающей среды – источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

  • передвижной источник загрязнения окружающей среды – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Постановка на государственный учет передвижных источников загрязнения окружающей среды, которыми являются суда (за исключением морских плавучих платформ) действующим законодательством не предусмотрена, так как передвижные источники учитываются в составе основного объекта негативного воздействия на окружающую среду.

4. По вопросу постановки на государственный учет открытых стоянок, гаражей и подобных территорий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.