Природоохранная прокуратура разъясняет разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 и ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ
В соответствии с ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.10.2014 № 414 и регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в указанных районах.
Административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, установлена ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море установлена частью 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ предусмотрено более суровое наказание, а именно: кратность размера штрафа зависит от размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
При этом, в обоих статьях предусмотрен такой вид дополнительного наказания, как конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
По общим правилам КоАП РФ назначать ли дополнительный вид наказания решает суд или должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении.
Согласно разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ПП ВС РФ от 23.11.2010 № 27, ПП ВАС РФ от 17.02.2011 № 11), разрешая вопрос о разграничении составов указанных административных правонарушений, необходимо исходить из следующего.
Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов вне внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, то есть на таких водных объектах, как реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища (перечисленных в ст. 5 Водного кодекса РФ), подлежит квалификации в соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежит применению также к правонарушениям, совершенным в пределах морских пространств, которые не являются внутренними морскими водами, территориальным морем, континентальным шельфом, исключительной экономической зоной Российской Федерации, а их правовой режим устанавливается специальными международными договорами Российской Федерации, как это имеет место, например, в отношении Каспийского моря.
Действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в этих морских пространствах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.