Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

О продлении сроков действия разрешений в 2020 году


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление) сроки действия разрешений, которых истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев (далее – разрешения).

Данным постановлением продлено действие разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I категории.

Кроме того, обращения хозяйствующего субъекта за предоставлением соответствующей государственной услуги в территориальные органы Росприроднадзора не требуется, так как изменения сроков действия разрешения будет проводиться в автоматическом режиме.

Информация по предоставлению государственной услуги 

по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования  по вопросу предоставления государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что нормативы допустимых выбросов (далее – НДВ) определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников по загрязняющим веществам, включенным в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее – Перечень № 1316-р), без каких-либо исключений по классам опасности для объектов I категории НВОС.

Статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ установлено, что для объектов I категории НВОС НДВ рассчитываются только для веществ I, II класса опасности. Однако данное обстоятельство предусмотрено при получении комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), подразумевающего также расчет технологических нормативов выбросов.

Вместе с тем, ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) для объектов I категории установлен переходный период, в соответствии с которым с 01.01.2019 и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом указано, что разрешениями устанавливаются НДВ загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.

С 01.01.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055, регламентирующее порядок разработки предельно допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение на выбросы) для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории (далее – Порядок № 2055).

Согласно пункту 7 Порядка № 2055, НДВ определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р.

Абзацем 4 пункта 9 Порядка № 2055 предусмотрено, что для объектов I категории НДВ рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Вместе с тем, основываясь на положениях Закона № 7-ФЗ, абзац 4 пункта 9 Порядка № 2055 регламентирует расчет НДВ для получения КЭР.

Таким образом, принимая во внимание, что возможность переоформления и получения разрешений на выбросы для объектов I категории установлена на переходный период до получения КЭР с условием необходимости обеспечения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, на указанный период НДВ для объектов I категории устанавливаются  в отношении всех выбрасываемых веществ, включенных в Перечень № 1316-р, без каких-либо исключений по классам опасности, для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и объекта НВОС в целом.


В соответствии с приказом Минприроды России № 581 от 11.08.2020, вступившим в силу 01.07.2021г.,  расчеты предельно допустимых выбросов должны содержать следующие сведения и материалы:

1) титульный лист;

2) сведения о разработчике и исполнителях;

3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;

4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);

6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;

7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;

8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;

9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

11) приложения (в случае необходимости).

   

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

(утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.07.2020 N 776)

1) Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые Заявитель вправе представить по собственной инициативе

1. Для установления нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1 к Регламенту, а также следующие документы:

1) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

2) проект нормативов допустимых выбросов;

3) сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

4) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

При заполнении заявления по форме согласно приложению 1 к Регламенту указывается информация о реквизитах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 "О введении в действие санитарных правил" (Зарегистрировано Минюстом России 18.05.2001, регистрационный N 2711), выдаваемого органами Роспотребнадзора (дата, номер, наименование выдавшего органа). Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам получается Заявителем по результатам услуги, которая является необходимой и обязательной в соответствии с пунктом 1 Перечня услуг.

2. Для установления нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 2 к Регламенту, а также следующие документы:

1) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

2) проект нормативов допустимых выбросов;

3) сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

4) проект плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - План снижения выбросов), оформленный согласно приложению 8 к Регламенту, с указанием на сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов;

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

При заполнении заявления по форме согласно приложению 2 к Регламенту указывается информация о реквизитах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам, выдаваемого органами Роспотребнадзора (дата, номер, наименование выдавшего органа). Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам получается Заявителем по результатам услуги, которая является необходимой и обязательной в соответствии с пунктом 1 Перечня услуг.

3. Для продления срока действия разрешения на выбросы при наличии установленных временно разрешенных выбросов Заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 3 к Регламенту, а также следующие документы:

1) сведения о выполнении запланированных мероприятий, включенных в План снижения выбросов, и достижении установленных Планом снижения выбросов показателей уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за предыдущий год, подписанные Заявителем;

2) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

4. Для переоформления разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 4 к Регламенту, а также следующие документы:

1) надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих необходимость переоформления ранее выданного разрешения на выбросы;

2) подлинник выданного ранее Заявителю разрешения на выбросы;

3) справка о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подписанная Заявителем;

4) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

5. Для исправления допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах Заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 5 к Регламенту, а также следующие документы:

1) подлинник разрешения на выбросы;

2) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

6. Для выдачи дубликата разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 6 к Регламенту, а также следующие документы:

1) подлинник разрешения на выбросы - в случае его порчи;

2) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

Заявления, перечисленные в пунктах 1-6 Регламента, предоставляются в двух экземплярах. Документы, прилагаемые к заявлению, предоставляются в одном экземпляре.

Заявления и документы могут быть представлены непосредственно либо через представителя, направлены почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписываемого усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через Единый портал.

При предоставлении заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе, табличные формы, включаемые в состав расчетов нормативов выбросов, также представляются на электронных носителях либо в электронном виде.

2) Круг заявителей

Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Заявитель).

Полномочия представителей, выступающих от имени Заявителей, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Получить услугу можно в территориальном органе Росприроднадзора по месту своего нахождения.

- Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вишневского, д. 26А;

- Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т. Мира, 90 корпус 2;

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24А.

3) Срок предоставления государственной услуги

Срок предоставления территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги не должен превышать:

1) 30 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы;

2) 75 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы;

3) 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении срока действия разрешения на выбросы при наличии установленных временно разрешенных выбросов;

4) 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении разрешения на выбросы;

5) 10 рабочих дней со дня регистрации заявления об исправлении допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;

6) 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче дубликата разрешения на выбросы.

Результат предоставления государственной услуги направляется (выдается) Заявителю в течение 1 рабочего дня со дня его подписания уполномоченным лицом.

4) Результат предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является:

1) выдача заверенной копии приказа об установлении нормативов допустимых выбросов и разрешения на выбросы по форме, представленной в приложении 7 к Регламенту, либо уведомления об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы;

2) выдача заверенной копии приказа об установлении нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и разрешения на выбросы по форме, представленной в приложении 7 к Регламенту, либо уведомления об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы;

3) выдача заверенной копии приказа о продлении срока действия разрешения на выбросы при наличии установленных временно разрешенных выбросов либо уведомления об отказе в продлении срока действия разрешения на выбросы при наличии установленных временно разрешенных выбросов;

4) выдача переоформленного разрешения на выбросы либо уведомления об отказе в переоформлении разрешения на выбросы;

5) выдача заверенной копии приказа об исправлении допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах и оформленного разрешения на выбросы или уведомления об отказе в исправлении допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;

6) выдача дубликата разрешения на выбросы либо уведомления об отказе в выдаче дубликата разрешения на выбросы.

Результат предоставления государственной услуги по выбору Заявителя может быть представлен в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, на Едином портале.

Выдача дубликата разрешения на выбросы, переоформление разрешения на выбросы, выдача исправленного документа осуществляется с учетом неизменности даты окончания срока действия установленных приказом нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и разрешения на выбросы.

5) Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

1.Основания для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

2.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, выдаче разрешения на выбросы являются:

1) несоответствие Заявителя требованиям, установленным пунктом 2 Регламента;

2) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.1 Регламента;

3) представление документов, указанных в пункте 1 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

3.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы являются:

1) несоответствие Заявителя требованиям, установленным пунктом 2 Регламента;

2) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.2 Регламента;

3) представление документов, указанных в пункте 1.2 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

4.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по продлению срока действия разрешения на выбросы при наличии установленных временно разрешенных выбросов являются:

1) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.3 Регламента;

2) представление документов, указанных в пункте 1.3 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

5.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению разрешения на выбросы являются:

1) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.4 Регламента;

2) представление документов, указанных в пункте 1.4 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

6.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по исправлению допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах являются:

1) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.5 Регламента;

2) представление документов, указанных в пункте 1.5 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

7.Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче дубликата разрешения на выбросы являются:

1) представление заявления, не соответствующего требованиям пункта 1.6 Регламента;

2) представление документов, указанных в пункте 1.6 Регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

6) Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (далее - жалоба)

1.Заявитель имеет право на обжалование решений и (или) действий (бездействия) территориального органа Росприроднадзора и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

2. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации заявления Заявителя о предоставлении государственной услуги;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование представления Заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

требование внесения Заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;

приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Информация, касающаяся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) Росприроднадзора и (или) должностных лиц Росприроднадзора, размещается на Едином портале.

Приложение: Приложения к Регламенту на 22 л.

 

Правила выдачи разрешений на временные выбросы


Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 828, вступившим в силу 01.09.2021, утверждены Правила выдачи разрешений на временные выбросы.
Разрешением на временные выбросы устанавливаются временно разрешенные выбросы для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с действующим законодательством, к объектам II категории по уровню такого воздействия, не получающих комплексного экологического разрешения, и объектам III категории.
Временно разрешенные выбросы для объектов II категории, не получающих комплексного экологического разрешения, и объектов III категории устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, определенных для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников, расположенных на указанных объектах, на период выполнения разработанного в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плана мероприятий по охране окружающей среды (далее - план мероприятий по охране окружающей среды) согласно графику достижения установленных нормативов допустимых выбросов.
Разрешение на временные выбросы выдается территориальными органами в сфере природопользования при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды.
План мероприятий по охране окружающей среды содержит график достижения нормативов допустимых выбросов. Срок реализации плана мероприятий не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.
Разрешение на временные выбросы выдается на 1 год.
Для получения разрешения на временные выбросы юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, направляют в территориальный орган в сфере природопользования заявку, содержащую сведения о заявителе, с приложением отчета о результатах инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов допустимых выбросов (с материалами расчета таких нормативов и сведениями о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии указанных нормативов санитарным правилам), значений временно разрешенных выбросов и плана мероприятий по охране окружающей среды, включающего мероприятия и сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов.