Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Департамента Росприроднадзора по ПФО прошли в Нижнем Новгороде
18 июля 2018 года в Нижегородском кремле состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу.
Мероприятие прошло под председательством начальника Департамента Олега Кручинина, при участии руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора Константина Давыдова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павла Солодкого, представителей бизнес-сообщества Поволжья, общественных экологических организаций. А также приглашенных экспертов - эксперта Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Бориса Боравского, исполнительного директора Фонда «Национальный Центр Экологического Менеджмента и Чистого Производства для нефтегазовой промышленности» при Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина Сергея Остаха.
На этот раз в центре внимания вопросы модернизации действующих предприятий в соответствии с новыми требованиями природоохранного законодательства, внедрение наилучших доступных технологий, переход к технологическому нормированию и выдаче комплексных экологических разрешений, которые призваны заменить сразу несколько разрешительных документов, действующих в настоящее время.
Наибольшую актуальность данные темы представляют для крупных промышленных предприятий, относящихся к 1 и 2 категории опасности.
Как отметил начальник Департамента Олег Кручинин, никаких отсрочек для природопользователей больше не предусмотрено. Первыми переход на НДТ предстоит осуществить 300-ам предприятиям первой категории опасности, которые оказывают до 60 % негативного воздействия на окружающую среду. В Нижегородской области в их число вошли: ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» основная производственная площадка и ОАО "Нижегородский водоканал" Нижегородская станция аэрации.
С 1 января 2019 года они будут обязаны пройти экологическое освидетельствование и получить комплексные экологические разрешения (КЭР), остальным объектам 1 категории предстоит перейти на новую систему к 2025 году.
Современная практика выдачи разрешительной документации на выбросы и сбросы в полной мере задач в области охраны окружающей среды не решает, уверен Борис Боравский. Кроме того, по ряду показателей предъявляемые требования избыточны.
Новая система в конечном итоге позволит не только снизить нагрузку на бизнес в части уменьшения временных и финансовых затрат на оформление многочисленных разрешительных документов, но главное повысить экологическую ответственность самих предприятий, внедрить эффективные технологии и нивелировать нагрузку на окружающую среду.
Как отметил Сергей Остах, в 2017 году работа над справочниками наилучших доступных технологий была завершена. Сегодня это рабочие документы, которые готовы к применению. Этим уже воспользовался целый ряд предприятий, в том числе на территории Нижегородской области.
Пошаговую инструкцию о том, как пополнить ряды первопроходцев, правильно заполнить и успешно подать в Росприроднадзор заявку для получения комплексного экологического разрешения собравшимся в режиме видео конференции детально разъяснила заместитель директора по инновациям ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» Анна Ощепкова.
В ходе публичных обсуждений были рассмотрены уже реализованные примеры из российской практики, передовой международный опыт, а также возможности финансовой поддержки в виде субсидий, льготных займов и кредитов, участия в федеральных целевых программах по линии Минприроды и Минпромторга.
Участники встречи имели возможность задать все возникшие вопросы и получили разъяснения специалистов из первых уст. Для тех, кто не смог присутствовать на обсуждениях лично, на сайте Департамента традиционно была организована он-лайн трансляция мероприятия.
Кроме того, в ходе прошедших публичных обсуждений были рассмотрены актуальные вопросы реализации государственного экологического надзора, применения при проведении проверок предприятий чек-листов, ход реализации в регионе приоритетных проектов и инвентаризации объектов размещения отходов, в том числе несанкционированных свалок, и другие вопросы, относящиеся к компетенции Департамента Росприроднадзора по ПФО.