Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Положениями Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и положениями о соответствующих видах контроля предусмотрено осуществление Росприроднадзором 8 отдельных видов контроля:

Виды контроля

Реквизиты постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

федеральный государственный экологический контроль (надзор)

   от 30.06.2021 № 1096

федеральный государственный геологический контроль (надзор)

   от 30.06.2021 № 1095

федеральный государственный земельный контроль (надзор)

   от 30.06.2021 № 1081

федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений)

   от 30.06.2021 № 1094

федеральный государственный охотничий контроль (надзор) (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений)

   от 30.06.2021 № 1065

государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений)

   от 30.06.2021 № 1090

федеральный государственный лесной контроль (надзор) (на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения)

  от 30.06.2021 № 1098

государственный контроль (надзор) в области обращения с животными

   от 30.06.2021 № 1089

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в рамках указанных видов контроля обеспечивает учет объектов контроля.


К объектам государственного экологического контроля в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (далее - Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)) относятся:

а) деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре);

б) следующие водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водные объекты или их части, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водные объекты, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

водные объекты или их части для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;

внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, исключительная экономическая зона Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации, российская часть (российский сектор) Каспийского моря;

в) объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - производственный объект), расположенные:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

г) производственные объекты, используемые в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

д) производственные объекты, являющиеся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

е) производственные объекты, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

ж) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящиеся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

з) производственный объект, соответствующий следующим критериям:

размещается в границах водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных полос, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

является портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;

на производственном объекте осуществляется деятельность:

с использованием водных объектов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;

по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;

по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;

по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;

по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

осуществляет деятельность с использованием оборудования:

для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;

для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;

для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более;

и) объекты, указанные в подпунктах "б" - "з" пункта 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), на которых и (или) с использованием которых в прошлом осуществлялась хозяйственная и (или) иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйственные объекты капитального строительства, объекты размещения отходов;

к) объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, а также объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее - объекты капитального строительства).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению к Положению о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

Перечень объектов,  подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которым присвоены категории риска

Нижегородская область

Республика Мордовия

Объектами геологического надзора являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:

а) категория чрезвычайно высокого риска;

б) категория высокого риска;

в) категория значительного риска;

г) категория среднего риска;

д) категория умеренного риска;

е) категория низкого риска.

Объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 42 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам I, II, III и IV категории, относятся к категориям риска в соответствии с пунктами 8-10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)».

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору), которым присвоены категории риска

Нижегородская область


Федеральный государственный земельный контроль (надзор) осуществляется Межрегиональным управлением в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.

Используемые контролируемыми лицами земельные участки, правообладателями которых они являются, могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска:

а) категория чрезвычайно высокого риска;

б) категория высокого риска;

в) категория значительного риска;

г) категория среднего риска;

д) категория умеренного риска;

е) категория низкого риска.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления в соответствии с критериями отнесения к определенной категории риска согласно приложению N 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному земельному контролю (надзору), которым присвоены категории риска

Нижегородская область

Республика Мордовия


В настоящее время действуют следующие положения о видах надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения:

Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1065 (далее – Положение об охотничьем контроле);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090 (далее – Положение об охране ООПТ);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1094 (далее – Положение об охране объектов животного мира);

Вышеуказанными нормативными правовыми актами установлено, что Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Межрегиональным управлением приказом от 27.07.2021 № 0980 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которым присвоены категории риска (далее – Перечень).

В Перечень включен 1 объект - озеро "Светлояр", управление которым не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями. Объекту присвоена категория низкого риска на основании подпункта «в» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий».

Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений), федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений) на территории Нижегородской области и Республики Мордовия отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» издано Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 (далее – Положение о лесном контроле).

Пунктом 12 Положения о лесном контроле установлено, что органы государственного надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) умеренный риск;

в) низкий риск.

Отнесение объектов к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления в соответствии с критериями, указанными в пунктах 13 – 17 Положения о лесном контроле.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия приказом от 27.07.2021 № 0980 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному лесному контролю (надзору) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, которым присвоены категории риска (далее – Перечень).

В Перечень включено 3 объекта:

1) филиал «НП «Смольный» ФГБУ «Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича и НП «Смольный». Объекту присвоена категория умеренного риска на основании подпункта «б» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)». В 2021 году контролируемое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

2) филиал «Мордовский заповедник» ФГБУ «Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича и НП «Смольный». Объекту присвоена категория умеренного риска на основании подпункта «б» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)». В 2021 году контролируемое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

3) ФГБУ «ГПБЗ «Керженский». Объекту присвоена категория низкого риска на основании подпункта «в» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)».


В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» издано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1089 (далее – Положение № 1089).

При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска определены пунктами 16, 17 Положения № 1089.

На территории Нижегородской области и Республики Мордовия объекты, подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными отсутствуют.