Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора

Обобщенные ответы на вопросы, полученные во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики надзорной деятельности Департамента на территории Нижегородской области 07.11.2017 г.

Ноябрь 16, 2017

В рамках проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Департамента Росприроднадзора по ПФО (07.11.2017) и в ходе подготовки к мероприятию природопользователями были заданы десятки вопросов.
В основном они касались практики обращения с отходами производства и потребления и производственного экологического контроля.
 

Хозяйствующий субъект


Вопрос


Ответ


АО «ТИКО-Пластик»:


1. Возврат излишне заплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. 


1.Излишне (ошибочно) уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), подлежащие возврату (зачету), подтверждаются актом проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Для проведения контроля за исчислением платы Вам необходимо направить в адрес Департамента заявление на проведение сверки взаимных расчетов за 2016 год с указанием реквизитов организации и контактных данных. Рекомендуемые формы заявлений о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду и др. размещены на сайте Департамента в разделе «Реквизиты» http://52.rpn.gov.ru/.


 


2. Почему на сайте Росприроднадзора несколько раз в год меняются версии формы расчета платы (Декларации) за негативное воздействие на окружающую среду с 3.8.3 по 4.1.3 и будут ли новые версии. 


2.В соотвествии с изменениями, внесенными в Федеральный Закон от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» изменилась форма расчета платы за НВОС и порядок ее представления. Декларация о плате за НВОС за 2016 год формируется посредством программного комплекса «Модуль природопользователя». По вопросу обновлений программного комплекса «Модуль прироодопользователя» Вам необходимо обратиться в ООО «АДИКОМ-Системс» по адресу электронной почты adicom@mail.ru.


3. Плата за отходы, относящиеся к ТКО


3. 3. Согласно ч.1 ст. 16.1 Федерального Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.


ООО «Завод синтанолов»


1. Кто должен осуществлять плату за размещение отходов, относящихся к категории ТКО, за 2017 год, если региональный оператор не выбран, а в тарифах полигона данный вид платежа отсутствует?


Согласно ч.1 ст. 16.1 Федерального Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.


2. Необходимо ли обучение работников предприятий по обращению с отходами, если предприятие осуществляет только накопление и передачу отходов в специализированные организации


2. Согласно:
- Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
[Закон об охране окружающей среды]
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
- Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
[Закон об отходах производства и потребления]
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
 
В остальных случаях, обучение работников предприятий по обращению с отходами не требуется.


 


3. Предприятие является производителем товаров, являющихся сырьем (не готовым продуктом), реализуемым юридическими лицам для дальнейшего использования в производстве. Необходимо ли предприятию уплачивать экологический сбор за упаковку таких товаров, в том числе деревянные поддоны?


3. Согласно ч.1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998  №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 №2491-р. Кроме того, в соответствии с ч.7 ст.24.2 Закона №89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 настоящего ФЗ.
Согласно п. 2 ст.24.5 Закона №89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р.
В отношении транспортной упаковки, например, многократно используемой деревянной тары, - паллет, поддонов и т.д., обязанность по декларированию её количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае является для них товаром. В то же время, необходимо отметить, что повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг) является одним из видов утилизации, таким образом, в случае наличия подтверждающих документов, предприятие при помощи рециклинга может выполнять нормативы утилизации.
Согласно п.10 ст.24.2 Закона №89-ФЗ «В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств (т.е. входящей в Перечень), обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке». При этом следует учитывать, что за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров, которые они выпускают в обращение, в Перечне. Таким образом, тем, кто производит товар, который отсутствует в Перечне, но при этом в упаковке, которая присутствует в Перечне, необходимо подавать Декларацию, Отчетность и Расчет, а также уплачивать экологический сбор.


 


4. Необходимо ли обучение работников предприятий по обращению с отходами, если предприятие осуществляет только накопление и передачу отходов в специализированные организации?


Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечислены основные понятия, к которым в том числе относится:
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) перечислены основные понятия, к которым в том числе относится:
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п.1 ст.73 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, руководители и специалисты, которые осуществляют деятельность по обращению с опасными отходами должны иметь соответствующую профессиональную подготовку.


ПАО «Нител»


Производственный экологический контроль в области обращения с отходами, в чем должен заключаться? Ограничивается ли он только визуальным контролем на крупном предприятии и составлением учета?


Согласно:
- Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[Закон об охране окружающей среды] [Глава XI]
1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
- Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
[Закон об отходах производства и потребления]
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
- Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
[Закон об отходах производства и потребления]
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.


ООО «Центр экологического содействия»


1. Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации» и Приказом Минприроды России от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов» предусмотрено оформление отчёта о выбросах парниковых газов и отчёта о косвенных энергетических выбросах за отчётный период (соответственно).
1.         Прошу пояснить, представляются ли данные отчёты в уполномоченный орган или хранятся на предприятии?
2.         Если отчёты должны представляться, то какой орган уполномочен осуществлять приём и обобщение выше указанных отчётов?


1. Департамент осуществляет функции и полномочия в рамках приказа Росприроднадзора от 25.08.2016 № 550 «Об утверждении Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу». Вместе с тем, рассмотрение отчёта о выбросах парниковых газов и отчёта о косвенных энергетических выбросах за отчётный период не входит в компетенцию Департамента.
Дополнительно сообщаем, что согласно п. 3 Приказа Минприроды России от 30.06.2015 № 300 "Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации" Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, в результате осуществления которой происходят выбросы парниковых газов в атмосферу.
Согласно п. 2 Приказа Минприроды России от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов» Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации (далее - организации), и устанавливают порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов  , образующихся в результате потребления организациями электрической и тепловой энергии, полученной от внешних генерирующих объектов (далее - косвенные энергетические выбросы), для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 716-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 18, ст. 2737).


 


2. ИП планирует осуществлять деятельность по транспортированию отходов  собственным транспортом. Транспортное средство – легковой автомобиль, оборудованный тягово-сцепным устройством, и грузовой прицеп (грузоподъемность – до 600 кг). Прицеп оборудован тентом. ИП прошел обучение ДОПОГ. Прицеп оборудован всеми необходимыми знаками. Дополнительно закуплена тара для складирования отходов в прицепе (ящики с крышками). Планируется транспортирование люминесцентных ламп, аккумуляторов, промасленных обтирочного материала, песка, опилок, промышленных отходов. Все отходы планируется передавать на обезвреживание, утилизацию или обработку. Отходы на размещение передаваться не будут, ТКО транспортироваться также не будут. Прошу пояснить, не будет ли замечаний у сотрудников Департамента Росприроднадзора по ПФО при проведении предлицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части транспортирования отходов в специально оборудованном прицепе легковым автомобилем?


2. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015          № 1062 (далее – Положение) необходимо представление следующих документов:
пп.в п. 3 Положения, для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности – необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
пп.г п. 3 Положения, для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Кроме того, ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»  определены требования к транспортированию отходов, в которые входит, в том числе соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила). Согласно п. 3 Правил перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В соответствии с главой 1.2. ДОПОГ «Опасные грузы» означают вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно ДОПОГ или допускаются к  ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий. «Отходы» означают вещества, растворы, смеси  или изделия, которые не предназначены для непосредственного использования, но которые перевозятся с целью их переработки, захоронения, уничтожения путем сжигания или удаления другими способами. Таким образом, компонентный состав отходов может содержать вещества и изделия, подпадающие под действие  ДОПОГ.
Требования по оборудованию транспортных средств, погрузке, перевозке груза, к водителям, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры, сопровождающим лицам, документации и т.д. применяются при перевозке грузов, определенных перечнем опасных грузов (таблица А главы 3.2. ДОПОГ).
Соответствие транспортных средств требованиям ч. 9.1. ДОПОГ подтверждается свидетельством  о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом регистрации на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям главы 9.2 согласно подразделу 9.1.2.1.
В соответствии с главой 1.2. ДОПОГ «Опасные грузы» означают вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно ДОПОГ или допускаются к  ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий.
Согласно ч. 3 главы 3.2. приложения A ДОПОГ в перечень опасных веществ входит, в том числе вещества твердые или смести веществ твердых.
Таким образом, должны быть представлены следующие копии документов:
- свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов, заявленных лицензиатом для транспортирования отходов;
- документы на тару и упаковку, необходимые для транспортирования отходов, содержащих опасные вещества;
- свидетельства о профессиональном обучении по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов;
-  свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя.
В соответствии Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 ноября 2016 г. № 359 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов» государственная услуга по выдаче разрешений на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов предоставляется Ространснадзором, структурными подразделениями Ространснадзора, ответственными за предоставление государственной услуги, являются управления Госавтодорнадзора.
Таким образом, установление соответствия  лицензиата (соискателя лицензии) установленным требованиям возможно лишь после предоставления всей необходимой документации в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора при проведении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.


ООО «Волгаспецстрой»


1. Когда будет введено согласование ПНООЛРа только при наличии в нем обработки, утилизации отходов в максимально возможных объемах?


1. Данный вопрос перенаправлен в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В случае поступления ответа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Департамент уведомит дополнительно.


2. Как обеспечить на стадии проведения конкурсов и аукционов требование Заказчика по наличию собственной лицензии на сбор у генподрядчика, выполняющего демонтаж?


2. В соответствии с  п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно п.2 ч.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному  приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 июля 2016 г. №379:
Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, либо уполномоченные представители указанных лиц, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обратившиеся с заявлением:
а) о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - лицензия, лицензируемый вид деятельности);
б) о переоформлении лицензии;
в) о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
г) о предоставлении дубликата лицензии, копии лицензии.
 
Учитывая изложенное, процедура по предоставлению (переоформлению) лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности носит заявительный характер.
Обращаем внимание, что информация об объектах размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и об организациях, имеющих лицензии на деятельность по обращению с отходами размещена на официальном интернет-сайте Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, в разделе «Природопользователям» по адресу: http://52.rpn.gov.ru.