Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

54% водных объектов Нижегородской области характеризуются как «грязные» и «очень грязные»

Март 16, 2016

15 марта 2016 года в рамках заседания постоянной комиссии Городской Думы Нижнего Новгорода по экологии обсудили вопросы соблюдения водоохранного законодательства.
         Как отметила в ходе своего доклада заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по ПФО Ольга Корнеевец, в период с 2010 по 2015 годы в Приволжском федеральном округе прослеживается тенденция сокращения объемов водопотребления и водоотведения.
В 2015 году забор воды из природных водных объектов составил порядка 9 млрд. куб.м. При этом, основной объем приходится на поверхностные водные источники (83%), оставшаяся часть – подземные воды (17%).
Сброшено в поверхностные водные объекты ПФО за тот же период около 7 млрд. куб.м. В данном процессе задействовано порядка 1 тысячи очистных сооружений и установок, значительная часть которых по причине высокой изношенности не обеспечивают очистку воды до установленных нормативов. В результате почти 40% сточных вод сбрасываются неочищенными или недостаточно очищенными.
В числе основных загрязнителей объекты топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, а также химической, нефтехимической, металлургической и машиностроительной отрасли.
В Нижегородской области 54% водных объектов характеризуются как «грязные» и «очень грязные».  В 2015 году в реки было сброшено 139 тыс.т. загрязняющих веществ. 33 тыс.т. из них составляет стоки ливневой канализации.
Так, в общем объеме сброса по нефтепродуктам и взвешенным веществам 61% приходится именно на «ливневку», по хлоридам и железу эта цифра – порядка 20%.
В целом наибольшие объемы загрязняющих веществ дают хлориды, сульфаты, нитриты, азот аммонийный, фосфаты, железо, нефтепродукты и взвешенные вещества.
Наибольшее внимание при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Департамент Росприроднадзора по ПФО уделяет 130 предприятиям - основным загрязнителям на территории  Нижегородской области. Их сбросы составляют 92% от суммарной массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
В числе основных нарушений водного законодательства, по словам Ольги Корнеевец, самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий; нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта.
Изменения, внесенные в  Водный Кодекс РФ, вступившие в силу с 2007 года, существенно изменили, а именно либерализовали ранее действующие нормы.
В соответствии со статьей 65 значительно (в 5-6 раз) сокращены,
    по сравнению с ранее действующими нормативами, размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водоемов и рек, а также сокращены ограничения с 17 до 7, что может привести к значительному увеличению антропогенной нагрузки на водные объекты.
         Значимой проблемой является отсутствие должного количества установленных знаков границ водоохранных  зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Это ведет к целому ряду нарушений, таких как движение и стоянка транспортных средств в водоохранных зонах, в местах не имеющих твердого покрытия.
         Кроме того, отсутствие в муниципальных образованиях информации о границах водных объектов и береговой полосы  способствует занятию земель водного фонда, являющихся федеральной собственностью, нарушению режима использования земельных участков в водоохранных зонах, в том числе ограничение доступа к береговой полосе водного объекта и размещения размываемых грунтов в пределах береговой полосы общего пользования.
Улучшению ситуации, а также повышению  качества вод поверхностных водных объектов, по мнению Департамента, должно способствовать решение следующих задач:
- проведение модернизации очистных и прочих водохозяйственных сооружений, развитие водосберегающих и экологически чистых технологий при наличии экономических стимулов;
- восстановление и расширение системы государственного гидрометеорологичесого мониторинга;
- усиление государственного контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, организация санитарно-защитных зон.