Поднадзорные объекты
Положениями Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и положениями о соответствующих видах контроля предусмотрено осуществление Росприроднадзором 8 отдельных видов контроля:
Виды контроля |
Реквизиты постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения |
федеральный государственный экологический контроль (надзор) |
|
федеральный государственный геологический контроль (надзор) |
|
федеральный государственный земельный контроль (надзор) |
|
федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений) |
|
федеральный государственный охотничий контроль (надзор) (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений) |
|
государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений) |
|
федеральный государственный лесной контроль (надзор) (на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения) |
|
государственный контроль (надзор) в области обращения с животными |
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в рамках указанных видов контроля обеспечивает учет объектов контроля.
Объекты федерального государственного экологического контроля (надзора):
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgen-object
К объектам государственного экологического контроля в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (далее - Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)) относятся:
а) деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре);
б) следующие водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:
поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водные объекты или их части, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водные объекты, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;
водные объекты или их части для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;
внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, исключительная экономическая зона Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации, российская часть (российский сектор) Каспийского моря;
в) объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - производственный объект), расположенные:
в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
г) производственные объекты, используемые в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
д) производственные объекты, являющиеся:
пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;
морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;
объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);
объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;
объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
е) производственные объекты, на которых эксплуатируются:
ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;
радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
ж) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящиеся:
к объектам I категории;
к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
з) производственный объект, соответствующий следующим критериям:
размещается в границах водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных полос, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
является портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;
на производственном объекте осуществляется деятельность:
с использованием водных объектов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;
по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;
по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;
по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
осуществляет деятельность с использованием оборудования:
для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;
для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;
для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;
для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более;
и) объекты, указанные в подпунктах "б" - "з" пункта 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), на которых и (или) с использованием которых в прошлом осуществлялась хозяйственная и (или) иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйственные объекты капитального строительства, объекты размещения отходов;
к) объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, а также объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее - объекты капитального строительства).
При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) значительный риск;
г) средний риск;
д) умеренный риск;
е) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению к Положению о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
Объекты федерального государственного геологического контроля (надзора):
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fggn-object
Объектами геологического надзора являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория чрезвычайно высокого риска;
б) категория высокого риска;
в) категория значительного риска;
г) категория среднего риска;
д) категория умеренного риска;
е) категория низкого риска.
Объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 42 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам I, II, III и IV категории, относятся к категориям риска в соответствии с пунктами 8-10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)».
Объекты федерального государственного земельный контроля (надзора):
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgzn-object
Федеральный государственный земельный контроль (надзор) осуществляется Межрегиональным управлением в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Используемые контролируемыми лицами земельные участки, правообладателями которых они являются, могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска:
а) категория чрезвычайно высокого риска;
б) категория высокого риска;
в) категория значительного риска;
г) категория среднего риска;
д) категория умеренного риска;
е) категория низкого риска.
Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления в соответствии с критериями отнесения к определенной категории риска согласно приложению N 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgotn-object
В настоящее время действуют следующие положения о видах надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения:
Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1065 (далее – Положение об охотничьем контроле);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090 (далее – Положение об охране ООПТ);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1094 (далее – Положение об охране объектов животного мира);
Вышеуказанными нормативными правовыми актами установлено, что Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Межрегиональным управлением приказом от 27.07.2021 № 0980 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которым присвоены категории риска.
В Перечень включен 1 объект - озеро "Светлояр", управление которым не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями. Объекту присвоена категория низкого риска на основании подпункта «в» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий».
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgahn-object
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений на территории Нижегородской области и Республики Мордовия отсутствуют.
Объекты федерального государственного охотничьего контроля (надзора)
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgohn-object;
Объекты федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений) на территории Нижегородской области и Республики Мордовия отсутствуют.Объекты федерального государственного лесного контроля (надзора)
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fglesn-object
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» издано Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 (далее – Положение о лесном контроле).
Пунктом 12 Положения о лесном контроле установлено, что органы государственного надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
Отнесение объектов к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального управления в соответствии с критериями, указанными в пунктах 13 – 17 Положения о лесном контроле.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия приказом от 27.07.2021 № 0980 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному лесному контролю (надзору) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, которым присвоены категории риска (далее – Перечень).
В Перечень включено 3 объекта:
1) филиал «НП «Смольный» ФГБУ «Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича и НП «Смольный». Объекту присвоена категория умеренного риска на основании подпункта «б» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)». В 2021 году контролируемое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
2) филиал «Мордовский заповедник» ФГБУ «Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича и НП «Смольный». Объекту присвоена категория умеренного риска на основании подпункта «б» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)». В 2021 году контролируемое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
3) ФГБУ «ГПБЗ «Керженский». Объекту присвоена категория низкого риска на основании подпункта «в» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)».
Объекты федерального государственного контроля в области обращения с животными
https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgan-object
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» издано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1089 (далее – Положение № 1089).
При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска определены пунктами 16, 17 Положения № 1089.
На территории Нижегородской области и Республики Мордовия объекты, подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными отсутствуют.