Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

О начале работы с 01.03.2022 Федеральной государственной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Февраль 25, 2022

О начале работы с 01.03.2022 Федеральной государственной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

С 01.03.2022 в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Целью создания данной схемы является обеспечение надлежащего учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Приоритетность технологии – максимальное извлечение полезных компонентов из отходов I и II классов опасности и вовлечение их в повторный хозяйственный оборот.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее –
ФГУП «ФЭО»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона
№ 89-ФЗ с 01.03.2022 федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Федеральным оператор обеспечивает создание базовой инфраструктуры по переработке отходов I и II классов опасности:

- 4 объекта переработки отходов I и II классов опасности путем перепрофилирования существующих объектов утилизации химического оружия;

- 3 объекта создаются в Иркутской, Томской, Нижегородской областях, на которых планируется обращение с отходами I и II классов опасности.

Все образующиеся отходы будут перемещаться на объекты переработки как федерального оператора (после их ввода в эксплуатацию), так и операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Федеральный оператор с помощью ФГИС ОПВК осуществляет деятельность по контролю за обращением с отходами I и II классов опасности. Система интегрирована с другими информационными системами Минприроды России, Росприроднадзора, Федеральной антимонопольной службы России, Минтранса России. Так, операторы по переработке и операторы по транспортированию отходов при входе в ФГИС ОПВК в личный кабинет с помощью функционала ЕСИА сразу получают предзаполненный личный кабинет путем интеграции данных из различных информационных систем.

Положение о ФГИС ОПВК, которое устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК).

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:

а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» - «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;

б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» - «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

На основании изложенного с 01.03.2022 внесение данных в ФГИС ОПВК, а также заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором является обязательным.

Следует отметить, что новой системой обращения с отходами I и II классов опасности сохранена возможность самостоятельного обращения с данными отходами.

Так, если у предприятия в собственности или на ином законном основании есть объекты по обращению с отходами I и II классов опасности, то таким предприятиям договор с федеральным оператором заключать не нужно. Однако, они обязаны предоставлять данные об обращении с отходами в ФГИС ОПВК. Федеральный оператор в данном случае осуществляет контроль и за такими поставщиками информации.

Образователи отходов, у которых отсутствуют объекты по обращению с отходами I и II классов опасности, обязаны передавать такие отходы исключительно федеральному оператору.

ФГИС ОПВК сейчас имеет 4 личных кабинета:

- личный кабинет образователя отходов I и II классов опасности: учет и контроль образования отходов. В данном кабинете подаются сведения о местах накопления отходов, сведения о видах отходов, которые помещаются в заявленные МНО, массе отходов, прикрепляются паспорта отходов, сведения о работе объекта для дальнейшей организации вывоза отходов;

- личный кабинет оператора (транспортирование): учет и контроль транспортных средств, планирование маршрутов. В данном кабинете подается информация об имеющихся транспортных средствах, на которых осуществляется транспортирование отходов I и II классов опасности, имеет возможность формировать задачи, когда назначен исполнителем по одному из договоров;

- личный кабинет оператора (переработка отходов I и II классов опасности: обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов): учет и контроль объектов переработки. В данном кабинете подаются сведения о мощностях той техники, технологии, на которые планируют обращаться с отходами I и II классов опасности.

- личный кабинет федерального оператора: сопровождение всего процесса обращения с ОПВК

Федеральный оператор путем верификации поставляемых данных будет определять, на какой объект будут перемещаться отходы.

Вход в ФГИС ОПВК осуществляется с помощью функционала ЕСИА. Таким образом, наличие учетной записи в ЕСИА – обязательное требование для регистрации поставщиков информации. Система расположена в защищенном центре обработки данных, имеется мобильное приложение.

Схема заключения договора с федеральным оператором.

Когда у отходообразователя возникает потребность заключить договор с федеральным оператором, с использованием ФГИС ОПВК направляется заявка в адрес федерального оператора. После поступления заявки в адрес федерального оператора и ее верификации (проверки сведений на достоверность и верность), федеральный оператор направит подписанный договор. Если данные в заявке не прошли верификацию, то заявка возвращается отходообразователю для правки.

Для получения проекта договора с целью прохождения процедуры его согласования на предприятии для отходообразователя есть возможность выгрузить данный договор из ФГИС ОПВК и загрузить его в информационную систему, используемую на предприятии, согласовать со всеми структурными подразделениями и службами предприятия. После получения согласия на подписание договора на стороне ФГИС ОПВК, договор с помощью ЭЦП подписывается в ФГИС ОПВК и направляется в адрес федерального оператора. Итог – договор заключен.

После подписания договора, когда возникает потребность в вывозе отходов, отходообразователь с помощью ФГИС ОПВК направляет поручение федеральному оператору. Федеральным оператором назначается дата вывоза, направляется уведомление о дате вывоза.

До наступления момента, не превышающего дату вывоза отходов, у отходообразователя возникает обязанность по приведению в соответствие тары и упаковки отходов для транспортирования отходов: нанесение маркировки, QR кода на тару (QR код будет доступен в личном кабинете после отправки отходообразователем поручения на вывоз и назначения даты вывоза).

Некоторые отходы I и II классов опасности подпадают под понятие «опасный груз», в связи с чем у отходообразователя как грузоотправителя в соответствии с законодательством возникает обязанность отнесения класса опасности груза, нанесение специальной маркировки.

Когда наступит дата вывоза отходов, отходообразователю необходимо будет предоставить транспортировщику, назначенному федеральным оператором, тару с отходами с нанесенными на ней маркировками и QR кодом, паспортом отхода и документацией, необходимой для осуществления транспортирования.

После того как отходы будут вывезены с предприятия и доставлены на объект переработки, который в свою очередь подтвердит, что данные, указанные в паспорте отходов, соответствуют представленным отходам, отход будет переработан.

После формирования акта о выполненных работах, акта об утилизации отходов, данные документы будут предоставлены в адрес отходообразователя от федерального оператора для оплаты.

Договор может быть подписан один раз с указанием всех образуемых отходов, а далее исполнение будет осуществляться на основании поручений, заявок, которые отходообразователь будет направлять в адрес федерального оператора посредством ФГИС ОПВК.

Ввиду того, что до 01.03.2022 необходимо осуществить регистрацию в системе ФГИС ОПВК, федеральным оператором запущена круглосуточная многоканальная бесплатная линия техподдержки 8 800 755 75 23, адрес электронной почты support.fgisopvk@rosatom.ru. Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе, размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» по адресу в сети «Интернет» https://rosfeo.ru/deyatelnost/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/.

Кроме того, на стартовой странице сайта ФГУП «ФЭО» по адресу https://rosfeo.ru/ размещена гиперссылка на страницу регистрации в системе ФГИС ОПВК.


Вложение: Презентация