Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Законность требования об аннулировании лицензии СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» подтверждена судом

Февраль 22, 2017

Законность требований Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу об аннулировании лицензии СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» на деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности Тринадцатым арбитражным апелляционным судом признана законной и обоснованной.
В частотности, осуществление такого вида лицензируемой деятельности как обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности возможно только при условии соответствия лица, выполняющего такую деятельность, определенным Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, требованиям.
В ходе судебного заседания было установлено, что уровень рН в картах №67, 66, 59 снижен ниже 6,0. Как указано в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» (г.Санкт-Петербург), утвержденным Федеральной службой экологическому, технологическому и атомному надзору 20.11.2008, при снижении уровня рН ниже 6 происходит разрушение монолитной структуры кембрийских глин, в толще которых отрыты карты. Данное обстоятельство, в свою очередь, влечет загрязнение подземных вод токсическими веществами, выделяемыми хранящимися в котлованах отходами.
 Постановлением Тосненского городского суда Ленинградской области от 08.05.2015 по делу №5-199/2015 о назначении административного наказания, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, установлено, что находящиеся на территории полигона карты негерметичны, дренируют загрязняющие вещества через пласт водонасыщенного мелко-среднезернистого кварцевого песка в недра, состав и свойства кембрийских глин изменены.
Аннулирование лицензии является мерой, направленной на обеспечение качества и безопасности, выполняемых лицензиатом лицензируемых видов деятельности, применяемой при грубом нарушении лицензионных требований, когда в силу допущенных существенных нарушений лицензионных условий юридическое лицо не может продолжать осуществление лицензируемой деятельности.
 Апелляционная коллегия Тринадцатого апелляционного арбитражного суда  полагает, что установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а, напротив, указывают на игнорирование и пренебрежительное отношение к соблюдению экологических требований и запретов со стороны СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор».
Представленные Департаментом в суде  доказательства свидетельствуют о систематическом нарушении СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор» в течение длительного времени требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое являлось основанием для неоднократного привлечения заинтересованного лица к административной и гражданско-правовой ответственности, на основании постановлений административных органов и решений судов.
    Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае все возможные меры административного воздействия на СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор» в целях понуждения его к соблюдению и выполнению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды исчерпаны и не привели к положительному результату.
В связи с этим аннулирование лицензии и прекращение СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор» деятельности по размещению отходов на полигоне является адекватной мерой государственного воздействия, а также единственным эффективном способом для обеспечения конституционных прав граждан (жителей близлежащих районов) на благоприятную окружающую среду, предотвращения угрозы причинения вреда их жизни и здоровью, для защиты окружающей среды и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на данном полигоне и рядом с ним.
Апелляционная инстанция также приняла во внимание доводы Департамента о том, что аннулирование действующей лицензии на деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности не повлечет за собой каких-либо ограничений по выполнению СПб ГУПП «Полигон Красный Бор» работ по текущему содержанию полигона и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, так как деятельность по размещению ответчиком на полигоне сторонних и собственных отходов запрещена по решению Тосненского городского суда по делу №2-2474\2015 от 14.12.2015 на неопределенный срок, а работы по обезвреживанию отходов ответчиком не осуществляются уже в течение 3-х лет, поскольку предназначенные для этого карты данную функцию не выполняют, необходимое оборудование -установки термического обезвреживания отходов - демонтированы.
При строительстве новых мощностей по обезвреживанию отходов существующая лицензия от 09.12.2014 не может быть использована полигоном в связи с применением для этих целей иного оборудования и иной технологии обезвреживания опасных отходов.
Карты-котлованы с накопленными в них опасными отходами подлежат рекультивации на основании соответствующего проекта, который должен, в том числе содержать актуальные решения по технологии обезвреживания содержимого карт. В силу требований п.7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ, данная проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе, после чего, исходя из утвержденных технологий, можно будет сделать вывод о необходимости получения СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» новой лицензии на деятельность в области обращения с отходами.
 До настоящего времени каких-либо конкретные проектные решения по строительству новых мощностей по обезвреживанию содержимого карт, по рекультивации земель, нарушенных при захоронении промышленных отходов СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», отсутствуют.
В связи с изложенным выше, и с учетом, установленных по делу обстоятельств,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что аннулирование лицензии является единственно верным и действенным способом предотвратить нарушение СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» установленных лицензионных требований и, как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции Российской Федерации), а также предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.