Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Декабрь 4, 2020

Разъяснения Росприроднадзора

Уважаемые природопользователи!

В связи с поступающими обращениями по отдельным вопросам применения положений пункта 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона № 7-ФЗ ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8,9,28,29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572:

- Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона №7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору;

- Изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленной статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ;

- При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или)может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору.

- На основании пункта 6 статьи 69.2 Закона №7 ФЗ сведения об объектах оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, в законе 7-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Правила № 572 также не предусматривают актуализацию таких сведений для всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых одним лицом, в случае отнесения хотя бы одного из таких объектов к федеральному государственному экологическому надзору. В настоящее время актуализация сведений в реестрах на основании пункта 7.1. статьи 65 Закона № 7 –ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с пунктами 31, 16 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 № 426:

при осуществлении федерального государственного экологического надзора в части видов надзора, определенных пунктом 7 перечня видов федерального государственного контроля(надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, применяется риск-ориентированный подход;

используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или)используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу(категории) опасности, утвержденными постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Таким образом, если по конкретному виду государственного надзора применяется риск-ориентированный подход, то объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, должны быть присвоены соответствующие категории риска.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесен к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Учитывая изложенное, в случае, если объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору, декларации и отчеты направляются в территориальный орган Росприроднадзора.