Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Развитие системы обращения с отходами: принципы эффективного комплексного управления

Декабрь 11, 2015

10 декабря 2015 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования провела Всероссийское селекторное совещание «Развитие системы обращения с отходами: принципы эффективного комплексного управления».
Совещание прошло под председательством руководителя Росприроднадзора Артема Сидорова, при участии руководителей территориальных управлений службы, глав региональных органов исполнительной власти, Роспотребнадзора, прокуратуры и других заинтересованных структур. В Нижнем Новгороде участие в селекторном совещании приняли ведущие специалисты и начальник Департамента Росприроднадзора по ПФО Анатолий Шаталов.
Ключевыми темами совещания стали приоритетные проблемы в области обращения с отходами в регионах, итоги работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, вопросы достижения целевых показателей в области обращения с отходами, установленных ФЦП «Охрана окружающей среды». Кроме того, был рассмотрен вопрос о ходе реализации положений Закона 458-ФЗ, согласно которому теперь лицензированию подлежит вся деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.
Как отметил Артем Сидоров, государство переходит к реализации новой экологической политики. Максимальному сокращению захоронения отходов, с акцентом на переработку и вовлечение их в хозяйственный оборот, с созданием соответствующей инфраструктуры. Фактически все законодательные инициативы последнего времени направлены на достижение именно этой цели.
Согласно статистике, ежегодно в России образуется более 5 миллиардов тонн отходов I-V классов опасности. При этом темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Так, процент вторичной переработки в целом по стране не превышает 45%.
В Нижегородской области по итогам 2014 года было образовано 2,89 млн тонн отходов. Использовано и обезврежено порядка 1,8 млн. тонн (61,4%).
При этом значимая их часть – это твердые коммунальные отходы (ТКО). Важной проблемой в этой связи является нехватка санкционированных мест размещения отходов.
По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова, доля объектов размещения ТКО, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), составляет лишь 21% от общего количества объектов. Остальные находятся за рамками правового поля, что в значительной степени ведет к прогрессивному росту несанкционированных свалок.
Только за 11 месяцев 2015 года на территории Приволжского федерального округа выявлено 5895 свалок площадью 4624 га, 78% из них были ликвидированы. Отметим, что по данному показателю (доля ликвидированных мест размещения отходов от числа выявленных) ПФО входит в тройку лидирующих округов наряду с Центральным и Северо-западным федеральными округами.
Как прокомментировал по итогам селекторного совещания Анатолий Шаталов, в ПФО ведется большая работа не только по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, но и в целом по проблеме накопления отходов.
На ее решение направлены региональные целевые программы, основанные на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, с привлечением частных инвесторов. Такие программы или подпрограммы утверждены в 11 субъектах округа, в Пензенской области проект документа уже разработан, нет программы пока только в Ульяновской области.
В 2015 году в эксплуатацию введены несколько современных полигонов ТКО: межмуниципальные полигоны в Балахнинском районе Нижегородской области и Горномарийском районе Республики Марий Эл, два полигона в Удмуртской Республике, а также полигон и мусоросортировочная станция в городе Нижнекамск Республики Татарстан, там же в Татарстане ведется строительство еще одного объекта.
В целом в ПФО на сегодняшний день организован 241 полигон ТКО суммарной площадью более 2 тысяч га. Кроме того, в округе действуют более 240 пунктов сбора вторичного сырья, 18 мусоросортировочных станций и комплексов, 5 мусороперегрузочных пунктов и 2 мусороперерабатывающих завода.
Еще один важный вопрос, который был рассмотрен в рамках селекторного совещания, - перераспределение полномочий между федерацией и регионами, которое должно быть завершено до конца текущего года. Новые полномочия в сфере обращения с отходами ставят перед региональными властями непростые задачи, к чему оказались готовы не все.
В этой связи, как отметил заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Николай Нефедьев, рассматривается вопрос о продлении переходного периода по передаче полномочий до 31 декабря 2016 года. Решение должно быть принято в самое ближайшее время.
Еще одна значимая проблема на текущий момент – переход к новым правилам лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности.
Как отметили участники селекторного совещания, 90% (от количества ожидаемых) организаций и предприятий до сих пор не обращались в Росприроднадзор с заявлением о выдаче либо о переоформлении лицензий. А значит они уже не успеют оформит все необходимые документы в срок до 1 января 2016 года, после чего осуществление данной деятельности без лицензии будет незаконным.
Ситуацию осложняет еще и весьма долгий срок оформления всех необходимых для получения лицензии документов, включая санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, а также процедуру включения в ФККО новых видов отходов. В целом вся процедура может занять порядка 3,5-4 месяцев, что также делает проблематичным получение лицензии в срок до 1 января.
В настоящий момент рассматривается возможность продления срока переходного периода. Также для решения проблемы планируется проработать вопрос о возможности издания Росприроднадзором приказов «О внесении изменений в ФККО» без государственной регистрации в Минюсте России, а также вопрос с Роспотребнадзором о сокращении сроков процедуры выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
Особое внимание будет уделено сокращению сроков подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности до 30 дней, а также разъяснительной работе с природопользователями по вопросам лицензирования.