Росприроднадзор информирует
«Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной вновь обращает внимание судовладельцев на необходимость неукоснительного соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации водных транспортных средств.
Эксплуатация внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с требованиями, установленными техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623(далее - Регламент № 623) и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33 (далее - Регламент № 33), при обязательном соблюдении требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом № 623 перед началом навигации эксплуатантом судна должна быть выполнена проверка исправности технического состояния арматуры, насосов и оборудования систем, которые (помимо выполнения своих основных функций) с целью предотвращения загрязнения водной среды предназначены для:
а) закрытого приема топлива и масла;
б) сбора и удаления с судна подсланевых вод, загрязненных нефтепродуктами (топливом и маслом), а также этих вод после обработки в автономной установке для очистки подсланевых вод в судовых условиях;
в) сбора и удаления сточно-фановых вод в случае отсутствия на судне установки автономной станции очистки и обеззараживания сточных вод.
Запрещается откачка за борт судна неочищенных подсланевых вод и необработанных сточно-фановых вод.
Бортовая арматура систем, при помощи которых возможна откачка за борт судна подсланевых вод, а также сточно-фановых вод без их очистки, должна быть опломбирована. Места и даты пломбирования должны быть указаны в вахтенном журнале. Принципиальная схема таких систем должна быть вывешена на видном месте.
При проведении технического обслуживания различных систем необходимо контролировать правильность функционирования редукционных клапанов этих систем, а в случае необходимости производить их ремонт, в том числе притирку уплотняющих элементов, регулировку и опломбирование.
В целях обеспечения экологической и химической безопасности судов эксплуатантами судна при обращении с отходами производства и потребления должны соблюдаться требования п. 257 Регламента № 623, в том числе:
- нефтепродукты, выделенные при очистке нефтесодержащих вод на судне, должны передаваться для утилизации или последующего полезного использования на внесудовые водоохранные средства;
- должна быть предотвращена возможность сброса за борт остатков груза, нефтепродуктов, моющих и отработанных растворов в ходе зачистных работ;
- все обтирочные материалы, использованные при зачистке танков и отсеков нефтеналивных судов, а также емкостей для нефтетоплива и смазки, должны быть вынесены на берег и уничтожены способом, не оказывающим вредного воздействия на человека и окружающую среду, в местах, отведенных для этой цели администрацией порта;
- шлам, образовавшийся в процессе очистки сточных вод на судне, должен передаваться для утилизации на внесудовые водоохранные средства;
- сухой бытовой мусор и твердые пищевые отходы должны передаваться для уничтожения на внесудовые водоохранные средства - специализированные очистные суда или береговые приемные пункты.
В соответствии с Регламентом № 33 на маломерных судах, имеющих санитарно-бытовые помещения, должна предусматриваться фановая система для сбора и удаления с маломерного судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы (с гидравлическим затвором) и цистерну или съемные контейнеры для сбора сточных и фекальных вод.
Также на маломерных судах в процессе эксплуатации должны сохраняться на борту все нефтяные остатки, грязная вода, мусор, пищевые отходы, а также загрязняющие окружающую среду вещества, которые сдаются в приемные устройства (контейнеры, емкости) на территории базы или на портовые береговые сооружения, осуществляющие прием данных продуктов.
В настоящее время на акватории озера Байкал и Иркутского водохранилища осуществляют деятельность по обращению с отходами:
1.Танкер-бункеровщик-экологическое судно «Георгий Москалев», эксплуатируемый Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» ИНН 3808023910. Управлением выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 19.07.2021 № Л020-00113-38/00104915 (в части сбора, транспортирования, обработки отходов III-IV классов опасности).
2. Судно «Самотлор», эксплуатируемое Акционерным обществом «Восточно - Сибирское речное пароходство» ИНН 3800000340. Управлением выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 26.12.2018
№ Л020-00113-38/00045082 (в части сбора, транспортирования, обезвреживания отходов III класса опасности).
Обращаем внимание, что эксплуатанты судов при обращении с подсланевыми водами, сточно-фановыми водами и другими видами отходов, образующимися на судах, должны также обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.»