Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Ноябрь 21, 2023

По факту размещения загрязненных снежных масс вне специально отведенных мест

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории во исполнение части 2 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» информирует:

В зимний период в адрес Управления ежегодно поступают обращения граждан Российской Федерации по факту складирования вне специально отведенных мест загрязненных снежных масс, образуемых в результате очистки улиц, тротуаров, остановок, придомовых территорий и иных территорий населенных пунктов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены правила благоустройства территории муниципального образования, в число которых входит уборка территории муниципального образования, в том числе в зимний период (пункт 10 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из системного анализа положений пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться органами местного самоуправления в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства об охране окружающей среды.

Учитывая изложенное, органы местного самоуправления в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега обязаны определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.

В связи с этим обращаем внимание, что снежные массы, собираемые и вывозимые с территорий населенных пунктов при уборке проезжей части, как правило содержат в своем составе твердые остатки различного происхождения и вредные химические вещества, накапливаемые в результате работы автотранспорта и специализированной техники, обработки улиц противогололедными реагентами. Загрязненные снежные массы, содержащие остаточные вещества в виде горюче-смазочных материалов, мусора от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» образуют «отход от зимней уборки улиц», имеющий в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – ФККО), код – 7 31 210 00 00 0, что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В процессе таяния вывозимых с территорий муниципальных образований снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнения грунтовых вод.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со абзацами 2, 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2006 № 74-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Органы местного самоуправления в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, обязаны в соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В случае размещения загрязненных снежных масс в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным образом или по сетям ливневой канализации попадает в поверхностные водные объекты.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Пунктами 1, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Снежные массы необходимо размещать на территориях, не подлежащих специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.

Пунктом 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ предусмотрены виды деятельности, запрещенные в водоохранных зонах водных объектов, а именно: сброс сточных, в том числе, дренажных вод.

За использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрено привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.».