Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора

По факту размещения загрязненных снежных масс вне специально отведенных мест

Ноябрь 21, 2023

По факту размещения загрязненных снежных масс вне специально отведенных мест

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории во исполнение части 2 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» информирует:

В зимний период в адрес Управления ежегодно поступают обращения граждан Российской Федерации по факту складирования вне специально отведенных мест загрязненных снежных масс, образуемых в результате очистки улиц, тротуаров, остановок, придомовых территорий и иных территорий населенных пунктов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены правила благоустройства территории муниципального образования, в число которых входит уборка территории муниципального образования, в том числе в зимний период (пункт 10 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из системного анализа положений пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться органами местного самоуправления в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства об охране окружающей среды.

Учитывая изложенное, органы местного самоуправления в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега обязаны определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.

В связи с этим обращаем внимание, что снежные массы, собираемые и вывозимые с территорий населенных пунктов при уборке проезжей части, как правило содержат в своем составе твердые остатки различного происхождения и вредные химические вещества, накапливаемые в результате работы автотранспорта и специализированной техники, обработки улиц противогололедными реагентами. Загрязненные снежные массы, содержащие остаточные вещества в виде горюче-смазочных материалов, мусора от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» образуют «отход от зимней уборки улиц», имеющий в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – ФККО), код – 7 31 210 00 00 0, что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В процессе таяния вывозимых с территорий муниципальных образований снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнения грунтовых вод.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со абзацами 2, 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2006 № 74-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Органы местного самоуправления в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, обязаны в соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В случае размещения загрязненных снежных масс в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным образом или по сетям ливневой канализации попадает в поверхностные водные объекты.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Пунктами 1, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Снежные массы необходимо размещать на территориях, не подлежащих специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.

Пунктом 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ предусмотрены виды деятельности, запрещенные в водоохранных зонах водных объектов, а именно: сброс сточных, в том числе, дренажных вод.

За использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрено привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.».