Недропользователям предлагается обеспечить постановку объектов на учет в Росприроднадзор
В связи с поступившими многочисленными обращениями о получении разъяснений предоставляем следующую информацию. В соответствии с п.6 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон 7-ФЗ) перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 (далее – Критерии ФГЭН).
В соответствии п.п. «б» п.6 Критериев ФГЭН в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр (за исключением участков недр местного значения), такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и в, соответствии с п.8 ст.69 Закона 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).
Законом 7-ФЗ государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр определен как часть государственного экологического надзора, данные положения соответствуют как требованиям Закона 7-ФЗ, так и Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Понятия объекта НВОС и собственно негативного воздействия определено ст. 1 Закона № 7-ФЗ, а именно: объект НВОС – объект капительного строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически, и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст.1 Закона № 7-ФЗ).
Учитывая, что природные ресурсы являются компонентами окружающей среды, объекты геологического изучения, включающие поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, непосредственно влияют на качество окружающей среды, в том числе с точки зрения экологических рисков, связанных с нерациональным использованием ресурсов и внесением загрязняющих веществ в природную и природно-антропогенную среду, что подчеркивает необходимость учета объектов геологического изучения в государственных реестрах объектов НВОС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий (далее - Критерии).
Критериями основные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определённым в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (п. 5 Критериев).
В случае, если недропользователем на основании действующих лицензий на пользование недрами проводится геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, объектами НВОС будут являться объекты геологического изучения, при этом границы объектов НВОС определяются согласно границам соответствующего лицензионного участка.
Из раздела 16 Постановления ВС Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" следует, что Владельцы лицензий имеют право, в том числе, привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами.
Владельцы лицензий обязаны (16.2.), в том числе: соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования по рациональному использованию и охране недр;
обеспечивать безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Как правило, согласно условиям пользования недрами к лицензиям, пользователь недр обязан выполнять установленные требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Недропользователям Саратовской и Пензенской областям предлагается принять исчерпывающие меры по недопущению нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, установленных ст. 69.2, п. 6 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обеспечить постановку на учёт объектов, на которых осуществляется деятельность связанная с пользованием участками недр, используемые для целей геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, подлежащего учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ и п.п. «б» п.6 Критериев ФГЭН.