Разъяснение по вопросам отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска и об условиях повышения (понижения) присвоенных категорий риска
Согласно ст.8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.
В соответствии с п.7 указанного Перечня риск-ориентированный подход применяется в отношении федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ).
Положение о федеральном государственном экологическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение).
Указанным Положением определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска.
Согласно п.19 Положения отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального органа Росприроднадзора.
Периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска приведена в таблице:
Категории риска |
Классы (категории) опасности |
Особенности проведения плановых проверок для федерального государственного контроля (надзора) |
Чрезвычайно высокий риск |
1 класс |
плановая проверка проводится 1 раз в год |
Высокий риск |
2 класс |
плановая проверка проводится 1 раз в 2 года |
Значительный риск |
3 класс |
плановая проверка проводится 1 раз в 3 года |
Средний риск |
4 класс |
плановая проверка проводится не чаще чем 1 раз в 4 года |
Умеренный риск |
5 класс |
плановая проверка проводится не чаще чем 1 раз в 5 лет |
Низкий риск |
6 класс |
плановые проверки не проводятся |
В соответствии с п.3 приложения к указанному Положению установлены условия повышения категории риска.
Так, объекты государственного надзора, относящиеся к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3 - 7.6, 8.2, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Росприроднадзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта государственного надзора, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 - 255, 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора;
г) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.
После устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки, объекты государственного надзора, относящиеся к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно.
Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных вышеуказанным пунктом 3 критериев, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.