Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Январь 10, 2020

Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информирует о введении годовой формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению, утвержденную приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (2-ТП (отходы)).
    Сбор первичных статистических данных по указанной форме предполагается с 2020 года за отчетный 2019 год.
 
Календарь отчётности за 2019 год
10 января
1. Журнал движения отходов за IV квартал
Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» - три табличные формы отчетности по движению отходов предприятия, способы обращения с отходами и фактические количества образовавшихся и переданных отходов.
Как заполнять. Журнал ведется в течение года. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом, то есть 10 января.
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Для составления отчетности понадобятся копии накладных, актов передачи отходов лицензированным организациям-приемщикам с указанием массы переданных отходов.
 
15 января
2. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
Кто подает. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.
Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ в области нормирования применяются дифференцированные меры.
Дополнительно информируем, что статьей 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ больше не предусмотрено деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес, с 01.01.2019 предприятия делятся на четыре категории НВОС.
Одновременно сообщаем, что пунктом 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Как подавать. В настоящее время форма не утверждена.
 
3. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов
Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»
Как подавать. Форма введена с отчета за 2018 год. Отчет сдается в территориальные органы Росприроднадзора. Форма заполняется по каждому объекту ОРО отдельно и предоставляется вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Кто подает. Лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.
Объекты на которые не распространяется данный отчет:
- объектов размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
- объектов захоронения отходов, расположенных на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники;
объекты размещения медицинских отходов.
 
22 января
4. Отчет по форме 2-ТП (воздух)
Нормативные документы. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», согласно которому утверждена новая форма данной отчетности.
Как подавать. Обращаем внимание, что отчет заполняется юридическим лицом совокупно по всем объектам HBOC в рамках одного ОКТМО. В отчете не отражаются данные по передвижным источникам.
Дополнительно сообщаю, что на основании Перечня, подведомственной организацией Минприроды России ФГБУ УралНИИ «Экология» разработан справочник «Характеристики загрязняющих веществ из раздела «1. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р» (далее - справочник). Справочник опубликован для свободного доступа на сайте Минприроды России.
Кто подает. Лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5-10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ I и (или) II класса опасности.
Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - https://lk.rpn.gov.ru/ .
 
5. Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
Нормативные документы. Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды».
Как заполнять. Отчет по форме 2-ТП (водхоз) содержит сведения о водозаборе, водоотведении, о количестве использованной, принятой, потерянной воды. Отчет представляется в территориальное управление Росводресурсов.
Кто подает. Сведения по форме №2-ТП (водхоз) представляют все юридические лица и ИП (далее - респонденты):
- осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
- осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
- имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Программное обеспечение. «Модуль респондента статотчетность 2-тп (водхоз)». Предоставляется в Федеральное агентство водных ресурсов.
 
25 января
6. Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах по форме 4-ОС
Нормативные документы. В 2018 году отчетность сдается по новой форме согласно приложению 5 приказа Росстата от 01.08.2018 № 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».
 
Кто подает. Изменился перечень лиц, подающих отчетность: если ранее ее должны были сдавать лица, которые имеют очистные сооружения и осуществляют природоохранные мероприятия, то теперь - лица, которые имеют основные фонды природоохранного назначения, осуществляют природоохранные мероприятия и имеют объекты, оказывающие HBOC.
Форму 4-ОС представляют в Росстат лица при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
 
31 января (с учетом субботы 1 февраля)
7. Отчет по форме 2-ТП (отходы)
Нормативные документы. Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Как заполнять. Форма 2-ТП (отходы) направляется в территориальный орган Росприроднадзора ежегодно по форме, утвержденной в прошлом году. Отчетность представляется в электронном виде через Личный кабинет природопользователя и в бумажном виде (при отсутствии электронной подписи).
Кто подает. Предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - операторы).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - https://lk.rpn.gov.ru/ .
 
8. Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)
Нормативные документы. Приказ Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы».
Как заполнять. Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель. Перечень земель, подпадающих под категории нарушенных и отработанных, приводится в приказе Росстата от 29.12.2012 № 676, в указаниях по заполнению формы.
Кто подает. Отчет представляют в территориальные управления Росприроднадзора юридические лица и ИП, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, осуществляют строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение отходов.
Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - https://lk.rpn.gov.ru/ .
 
1 марта
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC).
Нормативный документ. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
 Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ).
1. Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
 2. Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
 3. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
 Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
 
10 марта
9. Декларация о плате за HBOC
Нормативные документы. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Форма декларации о плате за НВОС утверждена Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
 Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в 2019 году к ставкам платы за НВОС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 , установленным на 2018 год применяется коэффициент 1,04.
Кто представляет. Положениями ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
 Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
 Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
 В соответствии с п.5 ст.23 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
 При этом, на основании п.9 ст.23 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ).
 
25 марта
10. Отчет по программе ПЭК
Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Как заполнять. Отчет введен с 2019 года. Форма должна быть разработана для каждого из эксплуатируемых объектов HBOC I-III категорий. Форма отчета состоит из 11 таблиц.
Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение 2018 года необходимо проводить контроль по планам-графикам, утвержденным в программе ПЭК, чтобы в марте 2019 года подать в Росприроднадзор отчет о проведенных мероприятиях в рамках ПЭК. При этом в приказе не уточняется, будут ли рассматривать данный отчет при его подаче в Росприроднадзор и могут ли отказать в приеме, если отчет окажется не соответствующим установленным требованиям.
 
1 апреля
11. Декларация о количестве выпущенных товаров и отчетность о выполнении нормативов утилизации
Нормативные документы. Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки - постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.
Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, - распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
Нормативы утилизации на 2018-2020 годы - распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р.
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации - постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
Как заполнять. Производители и импортеры обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования выпущенных товаров и упаковки путем организации собственных объектов по утилизации, или путем заключения договоров с третьими лицами (с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, ИП, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов и имеющими соответствующую лицензию).
Если установленные нормативы утилизации не выполнены, производители и импортеры обязаны заплатить экологический сбор.
При осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) вправе запросить у производителя товаров, импортера товаров, ассоциации:
а) копии договоров - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки и Отчетность о выполнении нормативов утилизации направляются в Росприроднадзор в срок до 1 апреля.
Кто подает. Согласно статье 24.2 Закона № 89-ФЗ обеспечивать выполнение нормативов утилизации обязаны:
- производители товаров и упаковки, произведенных на территории РФ;
- импортеры товаров и упаковки, ввезенных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
- импортеры товаров и упаковки, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.
 
15 апреля
12. Экологический сбор
Нормативные документы. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, - распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
Постановление Правительства №1293 от 31.10.2018г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №284».
Обязанность по уплате сбора - статья 24.5 Закона № 89-ФЗ. Порядок уплаты сбора и подачи расчета в Росприроднадзор - постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.
Форма расчета суммы экологического сбора - приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Кто платит. Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров и упаковки, по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.
В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке.
Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
Как подавать. Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:
а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;
б) импортером товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров - представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
 
В течение 10 дней с даты выдачи лимитов
13. Технический отчет по обращению с отходами
Нормативные документы. Разработка ПНООЛР и додача технических отчетов, подтверждающих выполнение выданных предприятиям нормативов и лимитов, определяется методическими указаниями:
- для объектов федерального уровня надзора - приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- для объектов регионального уровня надзора - местными, утвержденными в установленном порядке методическими указаниями и порядками.
Как заполнять. Технический отчет направляется в территориальные органы Росприроднадзора (объектами федерального уровня надзора) и в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ (объектами регионального уровня надзора). Информация о предоставлении технического отчета размещена на сайте Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора.
В соответствии с п. 8 Методических указаний, технический отчет по обращению с отходами составляется с целью подтверждения заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение видов (далее - НООЛР), классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.
Таким образом, в техническом отчете по обращению с отходами предоставляются сведения по всему перечню отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, заявленных в проекте НООЛР и документе об утверждении НООЛР.
Ответственность. В случае несвоевременной подачи технического отчета предприятию грозит наказание по статье 8.2 КоАП РФ.