Производственный экологический контроль
Основные нормативные правовые акты по содержанию производственного экологического контроля.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023);
2. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67461);
3. Приказ Минприроды России от 24.03.2023 N 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. N 109» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73629);
Согласно п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК) определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ст. 67 Закона N 7-ФЗ установлено, что ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Требования).
В соответствии с Требованиями программа ПЭК должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также указываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Программа ПЭК должна содержать следующие разделы:
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных ФСБ Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.
Юридические лица, подведомственные ФСБ Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
Отчет оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (или должностного лица, уполномоченного руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).
Инструкция по заполнению отчета по программе производственного экологического контроля в личном кабинете природопользователя по ссылке
Контактные данные специалистов для связи:
+7 (4132) 60-10-71 вн. 49107 - Отдел государственного экологического надзора по Магаданской области.
+7 (4132) 62-66-01 вн. 49203 - Отдел государственного экологического надзора по Чукотскому автономному округу.
В целях исполнения п.3 ст.23 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», размещаются актуализированные перечни объектов, расположенных на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в 2025 году.