Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Интервью старшего помощника Якутского природоохранного прокурора Вадюхина Д.Г. об обязанностях недропользователей в сфере экологии и ответственности за их нарушения.

Август 31, 2020

В Якутии освоение месторождений полезных ископаемых зачастую сопровождается нарушениями законодательства об охране окружающей среды.
О чем нельзя забывать пользователям недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых, какие нарушения могут повлечь уголовную ответственность 24.08.2020 в телепередаче «Актуальное интервью» рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
 
С какими нарушениями законодательства в сфере добычи полезных ископаемых Вы чаще всего встречаетесь в своей практике?
Зачастую эти нарушения связаны с нарушением лицензионных условий пользования недрами, такие как: несвоевременная сдача предусмотренной законом отчетности, нарушение сроков разработки проектной документации, несоблюдение объемов добычи предусмотренных такой документацией.
К примеру, в текущем году за осуществление деятельности в отсутствие проектной документации по нашим мерам 11 золотодобывающих организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В другом случае в связи с невыполнением установленного уровня добычи золота за 2019 год АО «Якутскгеология» привлечено к административной ответственности с назначением штрафа на сумму 150 тыс. рублей.
 
Что делать недропользователю, если он понимает, что не может соблюсти определенные техническим проектом объемы добычи полезных ископаемых? Как не стать нарушителем?
Необходимо отметить, что в силу Закона «О недрах» недропользователь, если он понимает, что в силу различных причин не может выполнить объемы добычи полезных ископаемых, установленные техническим проектом, вправе обратиться к распорядителю недр – в Управление по недропользованию по республике (Якутнедра) и поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в технический проект и календарный план работ.
 
Какие еще нарушения допускаются недропользователями?
Встречаются и более серьёзные нарушения, которые при определенных обстоятельствах могут повлечь уголовную ответственность.
Участки недр в целях добычи полезных ископаемых предоставляются в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В случае если недропользователь вышел за пределы границ горного отвода и осуществил там добычу, в зависимости от объемов добычи и стоимости сырья свыше 2 млн. 250 тыс. руб., такая добыча расценивается как пользование недрами в отсутствие лицензии, а лицо, её совершившее, подлежит уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) с назначением наказания вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.
Кроме того, необходимо отметить, что добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, то есть при наличии у недропользователя лицензии на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, до постановки запасов полезных ископаемых на баланс осуществлять промышленную эксплуатацию месторождения и добычу полезных ископаемых нельзя.
Все полезные ископаемые, изъятые из недр в ходе геологического изучения в виде проб, должны храниться в опломбированном виде у недропользователя и после окончания стадии геологического изучения могут быть истребованы территориальным фондом геологической информации.
Так, в текущем году в ходе проверки лицензионных дел природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи юридическим лицом золота, в отсутствие лицензии на добычу и его реализации на сумму 26 млн. рублей. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов), по которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
 
В условиях нашей республики пользование недрами зачастую осуществляется в лесах. Какие нарушения, связанные с использованием лесных участков, встречаются в деятельности недропользователей?
Недропользователями не всегда соблюдаются требования пожарной безопасности в лесах. В этой связи наша работа носит упреждающий характер.
Так, в преддверии пожароопасного сезона недропользователям внесены представления, по которым приняты меры по противопожарному обустройству лесов, обеспечению наличия необходимого противопожарного инвентаря.
За несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах статьей 8.32 КоАП РФ также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн. руб.
Необходимо понимать, что в случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Так, в 2020 году имеется случай возгорания лесного массива в Томпонском районе в результате проведения взрывных работ работниками угольного разреза. В настоящее время по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ.
 
Имеются ли какие-то специфические нарушения в зависимости от отраслей добывающей промышленности?
На территории республики крупные месторождения угля сосредоточены в Нерюнгринском районе. В этой связи на постоянном контроле находятся вопросы состояния охраны атмосферного воздуха.
В указанной сфере налажен обмен информацией с органами Роспотребнадзора, которые осуществляют контроль за превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ.
К примеру, по результатам проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по республике, нами пресечено непринятие холдингом «Якутуголь» надлежащих мер по предупреждению выбросов в атмосферный воздух, выразившееся в отсутствии санитарно-защитной зоны вокруг угледобывающего комплекса. По внесенному представлению, предприятием организована работа по установлению границ санитарно-защитной зоны.
В нефтедобывающей отрасли зачастую вред наносится почве.
Так, в Мирнинском районе по факту разлива нефти при эксплуатации внутрипромыслового нефтепровода на Иреляхском месторождении по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 254 УК РФ (порча земли). Причиненный почве ущерб в размере 22 млн. рублей возмещен полностью.
В указанной связи недропользователи должны понимать необходимость налаженной системы производственного и экологического контроля на предприятиях. Добросовестное исполнение ответственными лицами своих обязанностей, а также усиленный контроль за их работой со стороны руководства предприятия - залог не только хорошей репутации и финансового состояния компании, но и экологического благополучия республики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и надзорных органов.
 
Другим актуальным вопросом для недропользователей республики является сбор ископаемых мамонтовой фауны. Какие нарушения наиболее распространены при добыче палеонтологических ископаемых?
Несмотря на прямой запрет законодательства на использование технических средств, нередки случая использования высоконапорных мотопомп с целью размытия берегов водного объекта для облегчения извлечения ископаемых мамонтовой фауны. Вместе с тем, согласно ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В указанной связи использование высоконапорных мотопомп с целью размыва берегов водного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, то есть самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком до 90 суток.
В случае если безлицензионным сбором нанесён ущерб в размере 2 млн. 250 тыс. руб. и более, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).
В случае если бивни мамонта или иные ископаемые были собраны незаконно, они изымаются в пользу государства.
Так, например, по заявлениям Якутской природоохранной прокуратуры свыше 170 кг ископаемой мамонтовой кости признано судом собственностью государства и передано на хранение в музеи мамонта республики.