Разъяснения по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в частности, способов определения точек замеров, их периодичности и списка контролируемых веществ) поясняет следующее.
Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее – Приказ № 74), в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее – Перечень) в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
При этом следует отметить, что законодательством в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрено установление критериев определения объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
В рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана – графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее – Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524 (далее – Приказ № 524).
Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых
в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния
и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее – локальные системы наблюдений).
Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.
В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется
на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
Обращаем внимание, что ст. 9 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что юридические лица независимо
от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного отмечаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.