О мерах, предпринимаемых Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в целях снижения административного давления на бизнес
Анализируя первые результаты реформы контрольно-надзорной деятельности, реализуемой в РФ с 2017 г., стоит отметить, что изменение стратегии надзора за счет внедрения риск-ориентированного подхода, мероприятий, направленных на профилактику нарушений, достигнуто снижение административной нагрузки на предприятия, соблюдающие требования экологического законодательства, а также предприятия, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду.
В Управлении практикуется направление в адрес хозяйствующих субъектов предостережений о недопустимости нарушения экологических требований (за истекший период 2020 г. их направлено более 300), уведомлений об окончании действия разрешительных документов, а также проведение публичных слушаний правоприменительной практики, на которых возможно конструктивное обсуждение проблем в сфере природопользования. Ближайшее мероприятие пройдет 17 ноября в режиме видеоконференции.
Одним из основных шагов к внедрению модели риск-ориентированного подхода в сфере экологического надзора является государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (объектов НВОС). Он необходим для выработки критериев и разбивки объектов на категории.
При внедрении риск-ориентированного подхода сформирован Перечень, содержащий сведения о более 1,5 тыс. объектах НВОС. Также утверждены критерии риска по 6 видам экологического надзора с периодичностью проверки от одного раза в год (чрезвычайно высокий риск) до полного отсутствия проверок (низкий риск). Тем самым снижена административная нагрузка на предпринимателей, эксплуатирующих объекты с наименьшим негативным влиянием на окружающую среду.
Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
• для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;
• для категории высокого риска – один раз в 2 года;
• для категории среднего риска – не чаще одного раза в 4 года;
• для категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет.
Необходимо отметить, что на учете Управления состоит 10 объектов НВОС чрезвычайно высокой категории риска, 66 – высокой, 84 – значительной, 260 – средней, 926 – умеренной и 80 – низкой категории риска.
При этом предприятие, в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, может обратиться в Управление с заявлением о снижении риска при условии отсутствия нарушений и проведения природоохранных мероприятий.
Таким образом, если хозяйствующий субъект не нарушает требования экологического законодательства, стремится к устранению нарушений, выполнению предписаний органа государственного контроля, своевременно предоставляет отчетность, вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, то риск понижается до среднего, умеренного или низкого в зависимости от категории объекта НВОС и расположения его в зонах особого внимания (водоохранная, БПТ), а количество проверок соответственно снижается: один раз в 4 года для объектов средней категории риска, один раз в 5 лет для объектов умеренной категории риска и отсутствие проверок для объектов низкой категории риска.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что снижение проверок зависит напрямую от хозяйствующего субъекта и его природоохранной деятельности.
Проведение внеплановых проверок и административных расследований связано, в первую очередь, с невыполнением предписаний по устранению нарушений природоохранного законодательства предприятиями, а также поступлением обращений граждан и организаций. В 2018 г. в Управление поступило 352 обращения (на 80 больше, чем в 2017 г.), в 2019 г. – 359 обращений, за 1–3 кварталы 2020 г. – 344 обращения.
В текущем году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с п. 1 поручения Правительства РФ от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, а также разъяснениями Генеральной прокуратуры РФ об ограничении контрольно-надзорной деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции, из Плана проведения плановых проверок Управления на 2020 г. исключены проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также проверки объектов НВОС, не отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. В результате из 90 объектов (22 юр. лиц), предусмотренных планом, исключено 77 объектов (10 юр. лиц).
Всего за 9 месяцев 2020 г. Управлением проведено 7 плановых проверок (за аналогичный период 2019 г. – 13), 52 внеплановые проверки (за аналогичный период 2019 г. – 86). Таким образом, административная нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса в 2020 г. существенно снижена.
В числе внеплановых проверок значительной остается доля проверок в рамках лицензионного контроля планируемой к осуществлению деятельности по обращению с отходами I–IVклассов опасности. Данные проверки осуществляются на основании заявления от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.