Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

19.12.2016 г. на базе Законодательного Собрания Краснодарского края состоялось заседание экспертной группы по вопросам внесения изменений в природоохранное законодательство Российской Федерации.

Декабрь 22, 2016

19.12.2016 г. на базе Законодательного Собрания Краснодарского края состоялось заседание экспертной группы по вопросам внесения изменений в природоохранное законодательство Российской Федерации.
В заседании экспертной группы принял участие начальник отдела экологического надзора Евгений Александрович Порфирьев.
Порфирьев Е.А. обозначил позицию Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в вышеуказанном вопросе.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При этом, в соответствии с разъяснительным письмом Центрального аппарата Федеральной службы Росприроднадзора от 29.03.2016 г. № АА-06-01-36/5099 по данному вопросу, начиная с 01.01.2016 г. плата за размещение отходов вносится лицами, в результате деятельности которых они образовались, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности на размещаемые отходы.
Однако на практике, зачастую не представляется возможным проследить путь от момента образования до размещения отходов, которые в течение своего жизненного цикла могут сменить несколько собственников, а также полностью или частично пройти процедуры обработки, утилизации или обезвреживания.
Более того, требование о взимании платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых отходы образовались, а не с тех лиц, которые являются собственниками отходов на момент их размещения, фактически законодательно закрепляет обязанность по взиманию платы не за размещение отходов, а за их образование. 
С другой стороны, в ходе контрольно-надзорной деятельности Управлением были выявлены факты передачи отходов 4 класса опасности от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в собственность физическим лицам, на которых не распространяется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении отходов производства и потребления. Данные действия совершались с целью уклонения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых отходы образовались, от внесения платы за НВОС.
На наш взгляд, все эти вопросы можно урегулировать на законодательном уровне путем внесения изменений в действующие законодательство. В частности, абзац 2 ст. 16.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» изложить в следующей редакции:
         «Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым принадлежит право собственности на размещаемые отходы».
         Статью 4 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложить в следующей редакции:
         «1. Право собственности на отходы принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками отходов I - IV класса опасности вправе в соответствии с гражданским законодательством передавать отходы в собственность иным лицам, если у таковых лиц имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению соответствующих наименований отходов I - IV классов опасности.
19.12.2016 г. на базе Законодательного Собрания Краснодарского края состоялось заседание экспертной группы по вопросам внесения изменений в природоохранное законодательство Российской Федерации.
В заседании экспертной группы принял участие начальник отдела экологического надзора Евгений Александрович Порфирьев.
Порфирьев Е.А. обозначил позицию Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в вышеуказанном вопросе.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При этом, в соответствии с разъяснительным письмом Центрального аппарата Федеральной службы Росприроднадзора от 29.03.2016 г. № АА-06-01-36/5099 по данному вопросу, начиная с 01.01.2016 г. плата за размещение отходов вносится лицами, в результате деятельности которых они образовались, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности на размещаемые отходы.
Однако на практике, зачастую не представляется возможным проследить путь от момента образования до размещения отходов, которые в течение своего жизненного цикла могут сменить несколько собственников, а также полностью или частично пройти процедуры обработки, утилизации или обезвреживания.
Более того, требование о взимании платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых отходы образовались, а не с тех лиц, которые являются собственниками отходов на момент их размещения, фактически законодательно закрепляет обязанность по взиманию платы не за размещение отходов, а за их образование. 
С другой стороны, в ходе контрольно-надзорной деятельности Управлением были выявлены факты передачи отходов 4 класса опасности от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в собственность физическим лицам, на которых не распространяется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении отходов производства и потребления. Данные действия совершались с целью уклонения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых отходы образовались, от внесения платы за НВОС.
На наш взгляд, все эти вопросы можно урегулировать на законодательном уровне путем внесения изменений в действующие законодательство. В частности, абзац 2 ст. 16.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» изложить в следующей редакции:
         «Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым принадлежит право собственности на размещаемые отходы».
         Статью 4 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложить в следующей редакции:
         «1. Право собственности на отходы принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками отходов I - IV класса опасности вправе в соответствии с гражданским законодательством передавать отходы в собственность иным лицам, если у таковых лиц имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению соответствующих наименований отходов I - IV классов опасности.