Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Информация по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также применения коэффициентов к ставкам такой платы и сообщает.


В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах и сбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Одновременно необходимо отметить, что лицам, обязанным вносить плату, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, необходимо разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Закона) и ежегодно подавать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

При этом Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 № 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ", тогда как актуальные методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в настоящее время не утверждены.

В настоящее время при установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов применяется постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

В силу пункта 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).

Действующая редакция Правил содержит отдельные положения, которым подчиняется исчисление платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это положения пунктов 11(1) и 11(2) Правил.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".

С 01.01.2016 до 31.12.2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются в том числе коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 5 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

С 01.01.2020 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов.

Следует отметить, что Правила не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчетности с 01.01.2019 лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

В настоящее время Минприроды России вносит корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

В частности, уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета. Так, уточняется, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, используют коэффициент Кнд, равный 1, а в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25.

Что касается веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы или сбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил. При этом следует учитывать, что в пункты 17, 21 Правил также вносятся изменения, уточняющие формулировки.

Информация по вопросу исчисления платы при размещении отходов по строящимся объектам.


В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно абзацу 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктам 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (далее – Закон № 89-ФЗ):

плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам, вносят индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов вносят операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Закон № 89-ФЗ также возлагает на лиц, в процессе деятельности которых образовались отходы, ряд иных обязанностей в области обращения с отходами, а именно:

отнесения отходов к конкретному классу опасности и подтверждение такого отнесения (пункт 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ);

разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (пункт 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ);

ведение первичного учета отходов (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ);

представления статистической отчетности в области обращения с отходами (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

При этом вопрос определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, может быть урегулирован сторонами в рамках заключаемого договора.

Вопросы заключения гражданско-правовых договоров регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

О порядке представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ПИСЬМО

от 20 ноября 2020 г. N АА-03-02-32/40618

 

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает следующее.

Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Порядок представления декларации о плате за НВОС утвержден приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка декларация о плате за НВОС представляется лицами, обязанными вносить плату.

Таким образом, в случае, если в соответствии с нормами Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за НВОС, у них существует обязанность по подаче декларации о плате за НВОС. В случае отсутствия обязанности по внесению платы за НВОС обязанность по подаче декларации о плате за НВОС отсутствует.

 

Заместитель Руководителя

А.М.АМИРХАНОВ

Администрирование платы за НВОС.


В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
-сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
-хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Порядок представления декларации о плате за НВОС утвержден приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 года № 1043 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка декларация о плате за НВОС представляется лицами, обязанными вносить плату.
Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Основная нормативная документация, регулирующая вопросы расширенной ответственности производителя (РОП) и уплате экологического сбора.

• Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 (ред. от 25.07.2018) "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" 

• Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 (ред. от 29.12.2021) "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" 

• Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) "О порядке взимания экологического сбора" (вместе с "Правилами взимания экологического сбора") 

• Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р (ред. от 29.12.2021) <Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы> 

• Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 (ред. от 31.10.2018) "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" 

• Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р (ред. от 25.11.2021) <Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств> Подробная информация о представлении отчетности и уплате экологического сбора представлена в разделе Природопользователям / Отчетность / О представлении отчетности и уплате экологического сбора


Подробная информация о представлении отчетности и уплате экологического сбора представлена в разделе Природопользователям / Отчетность / О представлении отчетности и уплате экологического сбора