Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

График приема и выдачи документов в рамках оказания государственных услуг в рабочие дни

г. Краснодар, ул. Красная, 19

Понедельник 10:00-13:00, 14:00-16:00;
Среда 10:00-13:00;
Четверг 10:00-13:00, 14:00-16:00.

Информация учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации:

- единое назначение;

- неразрывная физическая или технологическая связанность.

Обращаю внимание, что неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.

Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. При этом статьей 4.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2020, рег. № 57808 (далее – Административный регламент) и вступивший в силу с 05.04.2020.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым полномочия по предоставлению государственной услуги переданы на основании соглашений в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяет порядок их взаимодействия при предоставлении государственной услуги.

В целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – государственная услуга, объект НВОС), Росприроднадзор считает необходимым обратить особое внимание на следующие моменты.

Согласно пункту 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

а) свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет объекта НВОС либо уведомление об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет;

б) свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС либо уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС (свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС должно содержать в числе прочего основания актуализации сведений об объекте НВОС и перечень актуализированных сведений, содержащихся в государственном реестре);

в) свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета либо извещение заявителя об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета;

г) дубликат свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликат свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС, дубликат свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета либо извещение заявителя об отказе в выдаче дубликата свидетельства (в заявлении о выдаче дубликата свидетельства согласно пункту 19 Административного регламента в обязательном порядке должны быть указаны причины необходимости такой выдачи, на дубликате свидетельства в правом верхнем углу проставляется надпись «Дубликат»).

Сроки предоставления государственной услуги установлены пунктом 12 Административного регламента:

а) постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 дней со дня поступления заявки о постановке объекта НВОС

на государственный учет. В случае если при рассмотрении заявки установлено, что объект не соответствует Критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН), и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 64 Административного регламента);

б) актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений, заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия с государственного учета объекта НВОС или заявления о выдаче дубликата свидетельства. В случае если при рассмотрении заявительных документов установлено, что объект не соответствует Критериям ФГЭН и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 73 Административного регламента);

в) отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, отказ в актуализации сведений об объекте НВОС, отказ в снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов.

Дополнительно разъясняем следующее.

1. По вопросу постановки на государственный учет строительных площадок как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), и в рамках установленной компетенции сообщаем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, может рассматриваться в качестве объекта НВОС, поскольку она отвечает приведенному в статье 1 Закона № 7-ФЗ определению объекта НВОС.

Согласно статье 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Пунктом 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Датой ввода объекта НВОС в эксплуатацию для строительной площадки будет считаться дата получения разрешения на строительство или, в случае отсутствия необходимости получения такого разрешения, дата начала работ по строительству, указанная в документации на строительство объекта.

Дополнительно сообщаем. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закона № 7-ФЗ в заявлениях о предоставлении государственных услуг обязательно указывать адрес электронной почты, который впоследствии возможно использовать для направления решения, принятого в результате предоставления государственной услуги, в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.

2. По вопросу постановки на государственный учет объектов, расположенных на территории лицензионных участков.

Объекты, предназначенные для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым право пользования соответствующим участком недр предоставлено лицензией на пользование недрами. Таким объектам присваивается I категория негативного воздействия.

При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу, четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ.

К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало работы мобильных буровых установок, начало работ по испытанию скважин, сервисному обслуживанию скважин, а также завершение таких работ.

Актуализировать сведения об объекте НВОС в данном случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр.

Таким образом, в целях обеспечения всесторонней, объективной и обоснованной проектными решениями оценки характера и объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр, идентификацию, постановку на государственный учет, актуализацию сведений, а также снятие с государственного учета объектов НВОС следует производить пользователю недр.

3. По вопросу постановки на государственный учет морских и речных судов.

Несмотря на разъяснения, направленные ранее в территориальные органы Росприроднадзора письмом от 01.02.2019 № РН-04-03-28/3331, продолжается практика по постановке на государственный учет морских и речных судов в нарушение действующего законодательства. В целях недопущения в дальнейшем указанных случаев повторно разъясняю следующее.

Согласно определениям основных понятий, применяемым в тексте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ:

судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; морская плавучая платформа – судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.

Суда (за исключением морских плавучих платформ) относятся к транспортным средствам.

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлены следующие определения для понятий источников загрязнения окружающей среды:

стационарный источник загрязнения окружающей среды – источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

передвижной источник загрязнения окружающей среды – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Постановка на государственный учет передвижных источников загрязнения окружающей среды, которыми являются суда (за исключением морских плавучих платформ) действующим законодательством не предусмотрена, так как передвижные источники учитываются в составе основного объекта негативного воздействия на окружающую среду.

4. По вопросу постановки на государственный учет открытых стоянок, гаражей и подобных территорий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ

«Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12

Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018

№ 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Таким образом, открытые стоянки, а также
гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и
выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в
рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке
на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Информация по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также применения коэффициентов к ставкам такой платы и сообщает.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах и сбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Одновременно необходимо отметить, что лицам, обязанным вносить плату, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, необходимо разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Закона) и ежегодно подавать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

При этом Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 № 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ", тогда как актуальные методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в настоящее время не утверждены.

В настоящее время при установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов применяется постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

В силу пункта 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).

Действующая редакция Правил содержит отдельные положения, которым подчиняется исчисление платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это положения пунктов 11(1) и 11(2) Правил.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".

С 01.01.2016 до 31.12.2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются в том числе коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 5 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

С 01.01.2020 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов.

Следует отметить, что Правила не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчетности с 01.01.2019 лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

В настоящее время Минприроды России вносит корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

В частности, уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета. Так, уточняется, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, используют коэффициент Кнд, равный 1, а в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25.

Что касается веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы или сбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил. При этом следует учитывать, что в пункты 17, 21 Правил также вносятся изменения, уточняющие формулировки.

Информация по вопросу исчисления платы при размещении отходов по строящимся объектам.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно абзацу 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктам 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (далее – Закон № 89-ФЗ):

плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам, вносят индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов вносят операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Закон № 89-ФЗ также возлагает на лиц, в процессе деятельности которых образовались отходы, ряд иных обязанностей в области обращения с отходами, а именно:

отнесения отходов к конкретному классу опасности и подтверждение такого отнесения (пункт 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ);

разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (пункт 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ);

ведение первичного учета отходов (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ);

представления статистической отчетности в области обращения с отходами (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

При этом вопрос определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, может быть урегулирован сторонами в рамках заключаемого договора.

Вопросы заключения гражданско-правовых договоров регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Разъяснения по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (воздух).

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, субъектом официального учета по формированию официальной статистической информации об охране атмосферного воздуха с отчета за 2018 год является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (позиция 57.6 ФПСР).

Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» (далее – Приказ) утверждена форма 2-ТП (воздух) с указаниями по ее заполнению.

В соответствии с п. 4 Указаний по заполнению Формы, являющимися приложением к Приказу (далее – Указания), отчетность представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам юридического лица или индивидуального предпринимателя превышают 10 тонн в год, или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора при наличии наблюдаемого события. В случае полного отсутствия события за истекший год отчет по Форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения, действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица. В случае если форма подписывается и (или) предоставляется уполномоченным представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя, при предоставлении в территориальный орган Росприроднадзора к форме прилагается документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного предоставлять форму.

Форма предоставляется респондентами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 9 настоящих Указаний, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет").

В случае если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период составила от 25 до 99 человек, то при отсутствии у респондента электронной подписи форма может быть предоставлена на бумажном носителе с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в абзаце втором пункта 9 настоящих Указаний.

В случае если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период не превышает 24 человек, то при отсутствии у респондента технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" форма предоставляется на бумажном носителе.

Респондент заполняет форму отдельно по каждому ОНВ, на котором происходило наблюдаемое событие, с указанием кода ОНВ, присвоенного при его постановке на государственный учет в государственный реестр согласно требованиям ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и приказа Минприроды России от 23.12.2015 № 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам" (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2016 № 40808).

В указанном отчете не отражаются данные по передвижным источникам. Передвижным источником согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" является транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

По объектам, отнесенным в соответствии с законодательством к режимным и особо важным, Форма подается в порядке аналогичном порядку постановки режимных и особо важных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, установленному распоряжением Росприроднадзора от 07.12.2016 № 26-р.

Разъяснения по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (отходы).

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее – Форма № 2-ТП (отходы)) представляется начиная с отчета за 2019 год в соответствии с приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее - Приказ).

В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом, Форму № 2-ТП (отходы) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - операторы).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения представляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения, действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме медицинских отходов, биологических и радиоактивных отходов.

Вместе с этим сообщаем, согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Возможность предоставления формы № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (отходы) в электронном виде отражена на бланке формы.

Росприроднадзор, как субъект статистического учета, определил способ сбора первичных статистических данных, и с 17 декабря 2012 года, перешел на прием формы № 2-ТП (отходы) от респондентов (природопользователей) в электронном виде через веб-портал приема отчетности, а формы № 2-ТП (воздух) с отчета за 2018 год.

При этом, во всех территориальных органах Росприроднадзора при подаче бумажной версии формы № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (отходы), необходимо назвать электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности

Общая информация о сборе статистической информации.

25.12.2019 запланирован запуск нового электронного личного кабинета природопользователя (далее – ЛКП), с помощью которого должны быть внесены статистические данные, предусмотренные формами:

2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства» (утверждена приказом Росстата от 19.08.2019 № 459),

2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (утверждена приказом Росстата от 08.11.2019 № 661),

2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» (утверждена приказом Росстата от 29.12.2019 № 676).

До 01.01.2020 пользователи смогут заходить в ЛКП и заполнять черновые варианты отчетов. С 01.01.2020 откроется возможность подачи в систему.

Для заполнения отчетов 2-ТП (отходы) предусмотрена возможность зарегистрироваться в ЛКП физическому лицу через персональную электронную почту, сформировать отчет и отправить в электронном виде в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

После отправления отчета в системе будет доступен функционал подачи заявления по форме 2-ТП (отходы) в бумажном виде (распечатать), которое можно будет сдать в территориальный орган Росприроднадзора. При подаче заявления, совпадение данных в бумажном варианте и данных в системе будет означать прохождение регламентированного арифметическо-логического контроля.

Для заполнения отчетов по формам 2-ТП (воздух) и 2-ТП (рекультивация) необходима авторизация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). При этом юридическому лицу в своей учетной записи ЕСИА следует выдать права на работу в ЛКП соответствующему персоналу, отвечающему за формирование отчетности.

После этого, пользователю будет доступен функционал просмотра объектов негативного воздействия и отправка отчета по формам 2-ТП (Воздух) и 2-ТП (рекультивация).

О представлении отчетности и уплате экологического сбора.

При подготовке в 2020 году декларации, отчетности и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за отчетный 2019 год необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (далее - Постановление № 284);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств";

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1342 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров";

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (далее - Правила № 1073);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Перечень);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2971-р об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы (далее - распоряжение № 2971-р).

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 7 Правил № 1073.

Напоминаем, что в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в Перечень, возлагается на:

- производителей товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

- импортеров товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:

а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;

б) импортером товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров - представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Декларацию и отчетность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным, то есть представить декларацию и отчетность за 2019 отчетный год необходимо до 1 апреля 2019 г. включительно.

Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2019 отчетный год необходимо до 15 апреля 2020 г. включительно.

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2019 году подавались за 2018 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 2491-р).

При подаче в 2020 году декларации за отчетный 2019 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год.

В 2020 году за отчетный 2019 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, и нормативов утилизации, установленных на 2019 год распоряжением № 2971-р.

В 2020 году за отчетный 2019 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2019 год распоряжением № 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением № 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1293).

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2019 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2018 год, и за 2019 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, и уплата экологического сбора за 2018 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2020 году экологический сбор за 2019 год при невыполнении ими в течение 2019 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2019 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2018 год и нормативы утилизации на 2019 год, установленные распоряжением № 2971-р.

Дополнительно сообщаем, что в силу пункта 13 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

При этом положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не распространяются на производителей товаров, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не применяются.
О порядке представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ПИСЬМО

от 20 ноября 2020 г. N АА-03-02-32/40618

 

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает следующее.

Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Порядок представления декларации о плате за НВОС утвержден приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка декларация о плате за НВОС представляется лицами, обязанными вносить плату.

Таким образом, в случае, если в соответствии с нормами Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за НВОС, у них существует обязанность по подаче декларации о плате за НВОС. В случае отсутствия обязанности по внесению платы за НВОС обязанность по подаче декларации о плате за НВОС отсутствует.

 

Заместитель Руководителя

А.М.АМИРХАНОВ