О деятельности в области обращения с отходами, содержащими стойкие органические загрязнители
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (далее – Стокгольмская конвенция, СОЗ) является основным международным правовым актом, направленным на охрану окружающей среды и защиту здоровья населения от воздействия особо опасных химических соединений – СОЗ.
Основными задачами Стокгольмской конвенции являются прекращение производства, сокращение использования и последующая ликвидация СОЗ, входящих в список веществ, регулируемых Стокгольмской конвенцией.
В 2002 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2002 № 320 «О подписании Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» Российской Федерацией подписана Стокгольмская конвенция.
В 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» Российской Федерацией ратифицирована Стокгольмская конвенция.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 720 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001» установлено, что выполнение Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией, осуществляют в пределах своих полномочий, в том числе, Росприроднадзор.
Указанным постановлением закреплены полномочия за соответствующими федеральными органами исполнительной власти, вытекающие из положений Стокгольмской конвенции.
План выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, утвержден приказом Минприроды России от 03.10.2017 № 529 (далее - План).
Планом установлена цель по совершенствованию системы управления в области обращения с СОЗ, предусматривающая, в том числе, обеспечение обработки, сбора, транспортировки и хранения имеющихся отходов (запасов), содержащих СОЗ, экологически безопасным образом до их направления для удаления в соответствии с установленными требованиями.
Учитывая изложенное, обращение с отходами, содержащими СОЗ, требует особого контроля.
В настоящее время в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, содержится 10 видов отходов, содержащих СОЗ:
1 14 122 91 29 2 – гексахлорановые дымовые шашки, утратившие потребительские свойства;
1 14 141 11 49 3 – гербицид симазин, запрещенный к использованию;
4 11 313 51 10 1 – гексахлорбутадиен, утративший потребительские свойства;
4 72 110 01 52 1 – отходы конденсаторов с трихлордифенилом;
4 72 110 02 52 1 – отходы конденсаторов с пентахлордифенилом;
4 72 160 01 31 1 – отходы масел трансформаторных, содержащих полихлорированные дифенилы и терфенилы;
4 72 160 11 10 1 – отходы масел трансформаторных, содержащих полихлорированные дифенилы и трихлорбензол;
4 72 160 99 31 1 – отходы прочих масел, содержащих полихлорированные дифенилы и терфенилы;
9 19 304 11 60 2 – обтирочный материал, загрязненный полихлорированными бифенилами;
9 19 304 21 40 2 – песок и опилки древесные в смеси, загрязненные полихлорированными бифенилами (содержание полихлорированных бифенилов менее 20 %).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 30 пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вместе с тем, при анализе информации, которой располагает Росприроднадзор установлено, что имеются случаи осуществления лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами, содержащих СОЗ, без соответствующей лицензии.
Учитывая изложенное, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора обращает внимание на необходимость соблюдения упомянутых требований законодательства Российской Федерации и принятию соответствующих мер по их выполнению.