Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москва и Калужской области

Будет ли нарушением движение/стоянка автотранспорта по грунтовой дороге в водоохранной зоне. Что означает фраза «твердое покрытие»?

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу движения и стоянки транспортных средств в водоохранной зоне сообщает. Согласно пункту 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) в границах водоохраных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В соответствии с правилами дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 к твердым покрытиям дорог отнесены асфальтобетонные и цементобетонные, каменные материалы и тому подобное. Согласно постановлению Росстата от 25.09.2007 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 г.» к твердому покрытию дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). В этой связи под термином «специально оборудованные места, имеющих твердое покрытие» для стоянки и движения автотранспортных средств, подразумевается земельный участок, имеющий твердое покрытие, а также оборудованный сооружениями, обеспечивающими охрану прилегающих земельных участков и водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. За нарушение режима использования прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, установленного ст. 65 Водного кодекса РФ, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если в целях устранения экологического ущерба, загрязнения почв, нарушителем в добровольном порядке за свой счет проведены восстановительные (рекультивационные) мероприятия, правомерно ли предъявление нарушителю требования о возмещении вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"?

В соответствии с ст.77 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238. В соответствии со ст. 78 Закона №7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушителем законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме. Аналогично согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса). Исходя из смысла части статьи 1064 Кодекса, каждый из выбранных способов является достаточным для возмещения вреда как такового. Следовательно, в случае если вред возмещен в натуре, то основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют. Рассматривая судебную практику о возмещении вреда окружающей среде, в большом количестве арбитражных судебных актов различных инстанций рекультивация земель рассматривается как один из способов возмещения вреда (возмещение в натуре), затраты на ее проведение засчитываются в счет компенсации вреда в денежном выражении, а при полном восстановлении ответчиками почв в исках о возмещении вреда суды отказывают. Пунктом 2.1 статьи 78 Закона №ФЗ-7 предусмотрено принятие порядка учета понесенных лицом, причинившим вред окружающей среда, затрат по устранению такого вреда. Однако, на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что за частую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении вреда причиненного окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами. Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты.

Прошу дать разъяснения. Обязанность по предоставлению формы 2-ТП рекультивация возложена на собственника (арендатора) земельного участка или данная обязанность возложена на организацию (подрядчика), непосредственно осуществляющую работы по снятию и использованию плодородного слоя почвы?

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон №7) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. На основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", для исключения объекта из государственного реестра юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют копию акта о консервации, ликвидации объекта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту его постановки на учет. В случае непредоставления заявки на исключение объекта НВОС в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки на учет объекта НВОС , в соответствии с п.2 и п.7 ст.67 Федерального закона №7 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля, и обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3 ст.13 Земельного кодекса при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Вместе с тем ГОСТ 17.5.1.03-86, ГОСТ 17.5.1.01-83, ГОСТ 17.4.3.02-85, ГОСТ 17.5.3.05-84 установлено требование и критерии снятия потенциально-плодородного слоя почвы, что не соответствует более поздним нормативно-правовым актам (Земельный кодекс, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Приказ Росстата от 29.12.2012 №676) С учетом изложенного прошу разъяснить: необходимо ли производить снятие потенциально-плодородного слоя почвы с учетом отсутствия данного требования в Земельном кодексе, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Приказе Росстата от 29.12.2012 №676?

Сообщаем, что пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила № 800), установлено, что лицами, деятельность которых привела к деградации земель, обеспечивается разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил № 800). Перечень разделов проекта рекультивации земель установлен пунктом 14 Правил № 800. Так, раздел «Пояснительная записка» содержит, в том числе описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель.

Необходимо ли производить расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в случае поступления в почву загрязняющих веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды?

"Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах исчисляется по формуле, установленной пунктом 5 Методики. Одной из составляющей формулы является степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв и рассчитывается по пункту 6 Методики. При этом пунктом 6 Методики установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества) в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации i-го загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения. Так, в случае отсутствия установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества), степень загрязнения будет зависеть от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве на загрязненном участке к значению концентрации i-го загрязняющего вещества с незагрязненного участка (к фоновой пробе). Таким образом, Методикой установлен порядок расчета вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, предельно допустимые концентрации содержания в окружающей среде которых законодательством не установлены. Кроме того, пункт 6 Методики не содержит исключений в области своего применения – указания на вещества, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствуют. Ссылка на Перечень в пункте 6 Методики также отсутствует. Из этого следует, что законодательством установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось. Учитывая изложенное, считаем, что отсутствие ряда загрязняющих веществ в Перечне не является основанием для вывода об отсутствии причинении вреда окружающей среде в случае их привнесения." Вопрос 13: Согласно п.3 ст.13 Земельного кодекса при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Вместе с тем ГОСТ 17.5.1.03-86, ГОСТ 17.5.1.01-83, ГОСТ 17.4.3.02-85, ГОСТ 17.5.3.05-84 установлено требование и критерии снятия потенциально-плодородного слоя почвы, что не соответствует более поздним нормативно-правовым актам (Земельный кодекс, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Приказ Росстата от 29.12.2012 №676) С учетом изложенного прошу разъяснить: необходимо ли производить снятие потенциально-плодородного слоя почвы с учетом отсутствия данного требования в Земельном кодексе, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Приказе Росстата от 29.12.2012 №676?

Предоставляется ли природопользователями в территориальные органы Росприроднадзора (в уведомительном порядке) проектная документация, в которой прописаны мероприятия по рекультивации нарушенных земель, если данная проектная документация прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение?

Проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с лицами, перечисленными в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила, Проект). Исключением являются Проекты, подготовленные в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а также Проекты, подлежащие до их утверждения государственной экологической экспертизе. Утверждается Проект в соответствии с пунктом 24 Правил в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомления о согласовании Проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы Проекта. Уведомление об этом с приложением утвержденного Проекта направляются, в том числе в Росприроднадзор (кроме случаев проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Дополнительно сообщаем, что лица, обеспечившие проведение рекультивации земель, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель направляют, в том числе в Росприроднадзор уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта (пункт 31 Правил).

Организация разработала план снижения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и направила на согласование в РПН, Управление план на рассмотрение не приняло.

Вопросы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) и отнесены к компетенции Минстроя России. В рамках реализации изменений Закона, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ), абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раз, обязаны в течение 90 календарных дней разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям отнесения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору). Согласно п 5. ст. 30.1 Закона № 225-ФЗ требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов (далее – Требования) устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени Требования не установлены. Таким образом, до установления Правительством Российской Федерации Требований, рассмотрение и согласование Росприроднадзором планов снижения сбросов абонентов централизованных систем водоотведения не представляется возможным.

Просим пояснить порядок принятия деклараций о воздействии на окружающую среду и порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы для объектов II категории, а также возможность установления указанных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют Декларацию. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов II категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории производят расчет нормативов допустимых сбросов согласно пункту 2 статьи 22 Закона. Расчеты нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333. При этом расчет НДС, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к Декларации на основании пункта 3 статьи 22 Закона. В настоящее время Росприроднадзором разрабатывается правовой акт, устанавливающий порядок приема и рассмотрения Деклараций. Согласно данному порядку территориальные органы Росприроднадзора будут обязаны рассматривать представленную юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, Декларацию на предмет достоверности представленных в ней сведений, и в случае представления недостоверной информации, содержащейся в этой Декларации, принимать меры по привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, проверка изложенных в Декларации сведений будет проводиться и в рамках государственного экологического надзора, осуществляемого в порядке, определенном статьей 65 Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона при невозможности соблюдения НДС действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы. Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок выдачи разрешений на временные сбросы законодательством не установлен. В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Закона в случае невозможности соблюдения НДС юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на период поэтапного достижения НДС разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации согласно требованиям пункта 11 статьи 67.1 Закона. Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды» (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2019 № 54514). Дополнительно сообщаю, что в Росприроднадзоре находится на согласовании проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» согласно которому, лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами и временно разрешенными сбросами, а планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности. Обращаю внимание, что выдача разрешений на временные сбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возможна после утверждения порядка выдачи указанных разрешений. Также сообщаю, на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ) планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона. В этой связи установление временно разрешенных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного до 01.01.2019, возможно только для организаций, осуществляющих водоотведение.

Каков порядок представления декларации о воздействии на окружающую среду предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II категории?

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация). Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - разрешения и документы). В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Закона одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Законом № 219-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен порядок рассмотрения Декларации и приложенных к ней сведений (за исключением случаев представления в составе Декларации сведений, отнесенных к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну). При этом проверка изложенных в Декларации сведений будет проводиться в рамках государственного экологического надзора, осуществляемого в порядке, определенном статьей 65 Закона. За непредставление Декларации или представление недостоверной информации, содержащейся в этой Декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. По вопросу возможности выдачи и переоформления после 01.01.2019 разрешений и документов (в том числе разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II категорий, а также получения (выдачи) разрешений на временные сбросы Росприроднадзором направлены запросы в Минприроды России. После поступления разъяснений из Минприроды России информация будет доведена до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе. Выдача и переоформление разрешений и документов (в том числе разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах III категории, законодательством не предусмотрена.

каков порядок оформления разрешительной документации юридическими лицами, осуществляющими деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду?

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны обратиться с заявкой и получить комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР) в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ). КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор. Форма заявки на получение КЭР утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения». Заявка на получение КЭР должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 3 и 4 (при наличии условий) статьи 31.1 Закона, в том числе расчеты технологических нормативов, расчеты нормативов допустимых выбросов (далее – расчеты НДВ), нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности и обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. За осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без КЭР предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация). Одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен порядок рассмотрения Декларации и приложенных к ней сведений (за исключением случаев представления в составе Декларации сведений, отнесенных к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну). Декларация представляется в уведомительном порядке, в связи с чем разработка и утверждение административного регламента не требуется. Проверка изложенных в Декларации сведений будет проводиться в рамках государственного экологического надзора, осуществляемого в порядке, определенном статьей 65 Закона. За непредставление Декларации или представление недостоверной информации, содержащейся в этой Декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Прием заявок на получение КЭР, выдачу КЭР, а также прием Деклараций объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, Росприроднадзор осуществляет с 01.01.2019 в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, производят расчет нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, при наличии таких веществ в выбросах и сбросах на основании статьи 22 Закона, разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и представляют отчет о его выполнении на основании пункта 11 статьи 67.1 Закона, а также представляют отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на основании пункта 7 статьи 67 Закона. Согласование и утверждение нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду, Законом не предусмотрено.

1 2

Результаты 1 - 10 из 16