Часто задаваемые вопросы
Когда нужно направлять отчет об осуществлении общественного контроля и что в него входит?
В соответствии с требованиями Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, утвержденного приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403, отчет о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля и о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности направляется в случае подачи заявления о продлении срока действия удостоверения общественного инспектора в области охраны окружающей среды.
В отчете необходимо отразить следующую информацию:
1. количество направленных общественным инспектором материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды;
2. информацию о принятых общественным инспектором мерах по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
3. информацию о содействии общественным инспектором в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
4. информацию об участии общественного инспектора в работе по экологическому просвещению населения;
5. иную информацию, которую общественный инспектор считает необходимым сообщить.
Важно отметить, что вся информация, указанная общественным инспектором в отчете, должна подтверждаться соответствующими документами.
Форма отчета не установлена.
Какие меры может применить Росприроднадзор на основании направленных материалов общественного инспектора о нарушении природоохранного законодательства?
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по итогам рассмотрения обращения общественного инспектора о выявлении нарушения природоохранного законодательства Росприроднадзор:
-принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
-дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
-уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В рамках принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина Росприроднадзор проводит контрольно-надзорные мероприятия в целях выявления нарушения природоохранного законодательства. По итогам проведенных мероприятий, в случае выявления нарушений, нарушитель привлекается к ответственности.
Какой срок рассмотрения обращения общественного инспектора?
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Какой порядок действий общественного инспектора при выявлении нарушения природоохранного законодательства?
При выявлении нарушения природоохранного законодательства общественный инспектор в соответствии с п. 6 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» имеет право:
фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное общественному инспектору необходимо зафиксировать правонарушение и направить обращение в уполномоченный орган государственной власти с подробным описанием места правонарушения и совершенным фактом правонарушения с приложением подтверждающих материалов.
Какие существуют методы поощрения общественных инспекторов и как их реализует Росприроднадзор?
В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос о поощрении деятельности общественных инспекторов. Однако Росприроднадзор заинтересован в выявлении и поощрении наиболее эффективных общественных инспекторов.
По итогам работы общественных инспекторов в 2020 году Служба наградила благодарственными письмами Росприроднадзора 9 общественных инспекторов, осуществляющих свою деятельность на территориях Брянской области, Пермского края, Белгородской области, Республики Крым, Челябинской области, Краснодарского края, Республики Мордовии.
В 2021 году Общественным советом при Росприроднадзоре инициировано проведение конкурса «Лучший общественный экологический инспектор». По итогам конкурса выбраны три финалиста, которые получили ценные призы.
К каким контрольно-надзорным мероприятиям привлекаются общественные инспекторы?
С 1 июля 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» общественные инспекторы могут привлекаться к участию только в мероприятиях, проводимых территориальными органами Росприроднадзора без взаимодействия с юридическими лицами:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездные обследования.
Такие мероприятия как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка проводятся во взаимодействии с юридическими лицами, поэтому привлечение общественных инспекторов к ним законом не предусмотрено.
Какие знания необходимы чтобы стать общественным инспектором?
Необходимые знания можно получить, изучая законодательные и нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.
К основным НПА относятся:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;
Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Водный кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Лесной кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Также рекомендуем ознакомиться с постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минприроды России и Росприроднадзора в указанной сфере деятельности.
Можно ли получить государственную услугу в электронном виде?