Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках Инцидента № 55 «Очистные сооружения» проведены проверочные мероприятия в отношении юридических лиц, эксплуатирующих очистные сооружения, которые построены (реконструированы) в период с 2019 по 2024 гг. в рамках федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал», по результатам которых выявлено 1611 нарушений обязательных требований, наибольшее число из которых занимают нарушения в области использования и охраны водных объектов.
По результатам проверок контролируемым лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Вместе с тем по результатам анализа проведенных проверочных мероприятий Росприроднадзором также выявлен ряд типовых нарушений, обусловленных факторами (причинами), которые не позволили достигнуть нормативных показателей очистки сточных вод и привели к загрязнению компонентов окружающей среды, а именно:
ввод объектов в эксплуатацию без проведения пуско-наладочных работ в связи с их отсутствием в проектной документации;
ввод объектов в эксплуатацию в отсутствие заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства (на объектах, для которых получение соответствующего заключения установлено законодательством);
отсутствие должного контроля со стороны организаций, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, или собственников объектов капитального строительства и недостаточность принимаемых мер, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ;
отсутствие должного контроля со стороны субъектов Российской Федерации, надлежащим образом не осуществивших контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных федеральным проектом;
игнорирование требований законодательства со стороны руководства организаций, эксплуатирующих очистные сооружения, в части необходимости проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе для оценки сбрасываемых загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов;
отступление от проектных решений, получивших оценку государственных экспертиз, в том числе федерального уровня;
отсутствие разрешительных документов для осуществления деятельности, связанной со сбросом сточных вод;
проектирование и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства без учета требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе о соответствии построенных объектов наилучшим доступным технологиям (далее – НДТ).
При этом в ходе проверочных мероприятий, предметом которых является оценка исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, Росприроднадзором фиксируются факты не устранения выявленных нарушений, непринятия мер контролируемыми лицами, направленных на устранение нарушений, а в отдельных субъектах Российской Федерации – ухудшение качества сбрасываемых сточных вод.
Следует отметить, что критерием закрытия Инцидента № 55 «Очистные сооружения» является завершение мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений, получение заключений Росприроднадзора о достижении нормативной очистки сточных вод на всех очистных сооружениях, включенных в федеральные проекты.
В целях достижения критериев закрытия Инцидента № 55 «Очистные сооружения» Росприроднадзор выделяет следующий перечень рекомендованных мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений:
1. В случае, если юридическое лицо не успело провести мероприятия по достижению нормативных показателей очистки сточных вод к установленному предписанием сроку, оно вправе обратиться посредством Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности (ТОР КНД) с ходатайством о продлении срока исполнения предписания;
2. Юридическим лицам направлять уведомления о готовности к повторной проверке (достижении нормативных показателей очистки сточных вод) в Росприроднадзор исключительно после достижения нормативов допустимых сбросов, предельно допустимых концентраций, показателей НДТ по загрязняющим веществам, превышения по которым ранее выявлены в ходе проверок Росприроднадзора и в обязательном порядке подтвержденного аккредитованной лабораторией;
3. Юридическим лицам проводить замеры по тем, загрязняющим веществам, по которым выявлены превышения в ходе проверок Росприроднадзора;
4. Юридическим лицам и субъектам Российской Федерации обеспечить качественную подготовку технического задания по строительству (реконструкции) очистных сооружений, предусмотреть в проектной документации описание технологического процесса очистки сточных вод и в дальнейшем при эксплуатации очистных сооружений, соблюдать технологический процесс, что позволит достигнуть нормативных показателей очистки сточных вод;
5. Юридическим лицам усилить контроль за составом сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения.
6. Юридическим лицам осуществлять ввод объекта в эксплуатацию исключительно после получения всей необходимой для ввода разрешительной документации, в том числе при наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти в отношении объектов капитального строительства, имеющих идентифицирующие признаки, установленные пунктом 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Кроме того, в отдельных случаях на основании статьи 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обращаться в контрольный (надзорный) орган за получением разъяснений о методе, способе и порядке устранения нарушений, установленных предписанием.