Росприроднадзор



Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора

8 (499) 254-86-32
vladimir.chernyshev@rpn.gov.ru
Структура
Функции
Нормативно-правовая база
Контакты
Частые вопросы
• • •
Нормативно-правовая база
Контакты
Частые вопросы
Чернышев
Владимир Владимирович
Начальник Управления

Отдел надзора, координации, нормирования и разрешительной деятельности в области охраны атмосферного воздуха

Чернова Марина Валентиновна

Начальник отдела

Отдел надзора на море, за водными ресурсами и координации разрешительной деятельности в области охраны водных ресурсов

Орлова Анжела Александровна

Заместитель начальника Управления – начальник отдела

Отдел земельного надзора

Табачук Оксана Ивановна

Начальник отдела
Функции управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами и полномочиями осуществляет следующие функции:

1.1. Осуществляет самостоятельно, организует и координирует исполнение территориальными органами Службы функций по:

  • государственному надзору в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственному земельному надзору в пределах полномочий Службы;
  • государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
  • государственному экологическому надзору во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
  • государственному экологическому надзору в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • государственному экологическому надзору на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • федеральному государственному экологическому надзору при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в отношенииобъектов, строительство, реконструкция которых осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальномшельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на искусственных земельных участкахна водных объектах;
  • государственному надзору за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, в отношенииобъектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта в пределах компетенции Службы;
  • государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водноготранспорта в пределах компетенции Службы.
  • государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора;
  • государственному надзору за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды в установленнойсфере деятельности;
  • контролю за соблюдением порядка осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственногоэкологического контроля) в пределах компетенции Управления;
  • контролю за соблюдением порядка ведения и наличия природоохранной, технической и иной документации на предприятиях любых формсобственности для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды впределах компетенции Управления;
  • контролю за исполнением предписаний и представлений государственных инспекторов в области охраны окружающей среды об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

1.2. Координирует прием государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация), осуществляет свод, анализ и представление данных в Росстат, а также загрузку статистической отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация) в Единую межведомственную информационно – статистическую систему (ЕМИСС).

1.3. Организует согласование границ охранных зон для гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, включающих в том числе прилегающие к гидроэнергетическим объектам участки водных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов, на участках береговой полосы (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы (далее соответственно - охранные зоны, гидроэнергетические объекты).

1.4. Организует работу по согласованию заявлений с приложением предложений границ зон затопления и подтопления.

1.5. Участвует в организации работы по планированию контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора в целях федерального государственного экологического надзора;

1.6. Участвует в организации работы по планированию контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора в целях контроля исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений.

1.7. Организует, координирует и контролирует деятельность территориальных органов Службы по:

  • выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ);
  • 1.7.2. согласованию нормативов допустимых сбросов и установлению лимитов на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
  • 1.7.3. установлению нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов;
  • 1.7.4. установлению нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»;
  • 1.7.5. согласованию планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • 1.7.6. согласованию программ контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемых организациями, осуществляющими водоотведение;
  • 1.7.7. аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля в сфере компетенции Управления.

1.8. Участвует в разработке предложений по совершенствованию государственного надзора и иных механизмов охраны окружающей среды в сфере компетенции Управления.

1.9. Осуществляет подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных актов и методических документов в области природопользования и охраны окружающей среды.

1.10. Осуществляет подготовку предложений по выполнению мероприятий, предусмотренных ежегодными планами законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и Минприроды России в рамках компетенции Управления.

1.11. Участвует в разработке нормативных правовых актов, руководящих и методических документов по осуществлению вопросов, относящимся к компетенции Управления.

1.12. Участвует в работе межведомственных комиссий и координационных советов по вопросам государственного экологического надзора, и иным вопросам в пределах компетенции Управления.

1.13. Организует, координирует и контролирует деятельность территориальных органов Службы и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления. Участвует в работе комиссии по проверке выполнения этими органами и организациями возложенных на них функций.

1.14. Осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

1.15. Рассматривает предложения и инициативы территориальных органов Службы, в части совершенствования руководящих и методических документов.

1.16. Осуществляет проведение проверок правильности расчета размеров вреда (ущерба), причиненного почвам и водным объектам вследствие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, выполненных территориальными органами, контроль за их взысканием; учет и анализ выполненных расчетов вреда почвам и водным объектам; разъяснение порядка применения действующих методик исчисления размера вреда (ущерба) почвам и водным объектам.

1.17. Подготавливает проекты решений о согласовании проектов правил использования водохранилищ, включённых в перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №197-р.

1.18. Выполнение обязательств, вытекающих из Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий в пределах полномочий Службы.

1.19. Осуществление по поручению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации проверки отчета о ходе реализации инвестиционного проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

1.20. Участвует в рассмотрении в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц и подготовке по ним проектов решений по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

1.21. Участвует в комиссионном рассмотрении вопросов отмены результатов проверок по итогам надзорной деятельности.

1.22. Представляет интересы Службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и других органах судебной власти по вопросам, находящимся в компетенции Управления.

1.23. Участвует в разработке программ, проектов, приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

1.24. Организовывает, проводит и участвует в семинарах, конференциях, форумах и иных мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

1.25. Осуществляет подготовку материалов о деятельности Управления для включения в предусмотренные решениями Правительства Российской Федерации государственные и национальные доклады, другие справочно-информационные материалы.

1.26. Участвует в формировании и реализации государственной политики и осуществлении государственного управления в сфере охраны окружающей среды в части, относящейся к компетенции Управления.

1.27. Взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, научно-исследовательскими, проектными, образовательными, общественными и иными российскими и иностранными организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.


Единый телефон:
8 (499) 254-86-32
Электронная почта
vladimir.chernyshev@rpn.gov.ru
Фактический адрес:
125993 г. Москва, ул Б.Грузинская, д.4/6
Отдел надзора, координации, нормирования и разрешительной деятельности в области охраны атмосферного воздуха
Начальник отдела
(499) 254-50-77, доб. 15-50
Чернова Марина Валентиновна
Советник
(499) 254-50-77
Сухорукова Елена Александровна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам надзорной и разрешительной деятельности Службы в рамках компетенции отдела
пн
9:00-12:00
чт
9:00-12:00
Ведущий специалист-эксперт
(499) 254-48-74
Магомедов Магомед Зайпуллаевич
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам статистической отчетности по выбросам загрязняющих веществ от передвижных источников выбросов, статистической отчетности 2-ТП (воздух)
ср
14:00-17:00
пт
14:00-16:00
Отдел надзора на море, за водными ресурсами и координации разрешительной деятельности в области охраны водных ресурсов
Заместитель начальника управления - начальник отдела
(499) 254-65-29, доб. 15-01
Орлова Анжела Александровна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам надзорной деятельности Службы в рамках компетенции отдела
Советник
(499) 254-86-92
Суворова Оксана Владимировна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам разрешительной деятельности в рамках компетенции отдела
вт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
чт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
Главный специалист-эксперт
(499) 254-86-92
Ашурилов Казбек Рамазанович
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам надзорной деятельности Службы в рамках компетенции отдела
вт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
чт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
Ведущий специалист-эксперт
(499) 254-86-92
Зимина Гульнара Амирзановна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам надзорной деятельности Службы в рамках компетенции отдела
вт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
чт
9:00-12:00 и 13:00-17:00
Отдел земельного надзора
Начальник отдела
(499) 254-28-53, доб. 10-64
Табачук Оксана Ивановна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам государственного земельного надзора
пн-пт
9:00-12:00
Ведущий специалист-эксперт
(499) 254-48-74
Пагур Евгения Сергеевна
Входящая/исходящая корреспонденция по вопросам государственного земельного надзора
пт-пт
9:00-12:00
Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

Какая процедура подготовки, подачи и рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения?

Просим разъяснить, какие организации обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), в какие сроки и в каком порядке?

В соответствии с ч.1 ст.31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР).

КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (ч. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Указанный перечень объектов I категории утвержден приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 и включает 300 объектов (далее – Перечень).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Таким образом, Законом № 219-ФЗ установлен переходный период, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получить КЭР.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 11 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч. 6 и ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.  

Использование и охрана земель

Должна ли предоставлять природопользователями в территориальные органы Росприроднадзора проектная документация, в которой указаны мероприятия по рекультивации нарушенных земель, если данная проектная документация прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение?

Проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с лицами, перечисленными в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила, Проект). Исключением являются Проекты, подготовленные в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а также Проекты, подлежащие до их утверждения государственной экологической экспертизе.

Утверждается Проект в соответствии с пунктом 24 Правил в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомления о согласовании Проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы Проекта. Уведомление об этом с приложением утвержденного Проекта направляются, в том числе в Росприроднадзор (кроме случаев проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Лица, обеспечившие проведение рекультивации земель, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель направляют, в том числе в Росприроднадзор уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта (пункт 31 Правил).

Необходимо ли производить расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в случае поступления в почву загрязняющих веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды?

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах исчисляется по формуле, установленной пунктом 5 Методики.

Одной из составляющей формулы является степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв и рассчитывается по пункту 6 Методики.

При этом пунктом 6 Методики установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества) в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации i-го загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Так, в случае отсутствия установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества), степень загрязнения будет зависеть от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве на загрязненном участке к значению концентрации i-го загрязняющего вещества с незагрязненного участка (к фоновой пробе).

Таким образом, Методикой установлен порядок расчета вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, предельно допустимые концентрации содержания в окружающей среде которых законодательством не установлены.

Кроме того, пункт 6 Методики не содержит исключений в области своего применения – указания на вещества, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствуют. Ссылка на Перечень в пункте 6 Методики также отсутствует.

Из этого следует, что законодательством установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось.

Учитывая изложенное, отсутствие ряда загрязняющих веществ в Перечне не является основанием для вывода об отсутствии причинении вреда окружающей среде в случае их привнесения.»

Если в целях устранения экологического ущерба, загрязнения почв, нарушителем в добровольном порядке за свой счет проведены восстановительные (рекультивационные) мероприятия, правомерно ли предъявление нарушителю требования о возмещении вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»?

В соответствии с статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.

В соответствии со статьей 78 Закона №7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушителем законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Аналогично согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).

Исходя из смысла части статьи 1064 Кодекса, каждый из выбранных способов является достаточным для возмещения вреда как такового. Следовательно, в случае если вред возмещен в натуре, то основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют.

Рассматривая судебную практику о возмещении вреда окружающей среде, в большом количестве арбитражных судебных актов различных инстанций рекультивация земель рассматривается как один из способов возмещения вреда (возмещение в натуре), затраты на ее проведение засчитываются в счет компенсации вреда в денежном выражении, а при полном восстановлении ответчиками почв в исках о возмещении вреда суды отказывают.

Пунктом 2.1 статьи 78 Закона №ФЗ-7 предусмотрено принятие порядка учета понесенных лицом, причинившим вред окружающей среда, затрат по устранению такого вреда.

Однако, на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что зачастую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении вреда причиненного окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами.

Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты.

Использование и охрана водных объектов

Просим сообщить позицию Росприроднадзора о возможности выдать разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы в порядке, определенном пунктом 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, не смотря на принятие основных нормативных правовых актов, реализующих норму закона о получении комплексного экологического разрешения.

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) допускается выдача или переоформление разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона.

В силу части 1.1 статьи 11 Закона (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) разрешениями устанавливаются лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Предоставление государственной услуги по выдаче или переоформлению разрешений на сбросы осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 19 Административного регламента для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы заявитель представляет согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы по форме согласно Приложению 3 к Административному Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается). План снижения сбросов подлежит согласованию территориальным органом Росприроднадзора при соответствии формы и содержания плана, а также прилагаемых к нему материалов требованиям Административного регламента (в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации).

В соответствии с частью 8.2 статьи 11 Закона (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, комплексных экологических разрешений планы снижения сбросов признаются программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Просим пояснить порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы для объектов II категории, а также возможность установления указанных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного в установленном порядке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов II категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории производят расчет нормативов допустимых сбросов согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).

Расчеты нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333. При этом расчет НДС, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к Декларации на основании пункта 3 статьи 22 Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона при невозможности соблюдения НДС действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы.

Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешениями на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок выдачи разрешений на временные сбросы законодательством не установлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Закона в случае невозможности соблюдения НДС юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на период поэтапного достижения НДС разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации согласно требованиям пункта 11 статьи 67.1 Закона.

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды».

Выдача разрешений на временные сбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возможна после утверждения порядка выдачи указанных разрешений.

Также на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ) планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона.

В этой связи установление временно разрешенных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного до 01.01.2019, возможно только для организаций, осуществляющих водоотведение.

Наша организация является абонентом централизованных систем водоотведения, разработали план снижения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и направили на согласование в территориальный орган Росприроднадзора, где план не был принят на рассмотрение. Просим дать разъяснение причин отказа.

Вопросы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) и отнесены к компетенции Минстроя России.

В рамках реализации изменений Закона, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ), абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раз, обязаны в течение 90 календарных дней разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям отнесения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

Согласно части 5 статьи 30.1 Закона № 225-ФЗ требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов (далее – Требования) устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени Требования не установлены.

Таким образом, до установления Правительством Российской Федерации Требований, рассмотрение и согласование Росприроднадзором планов снижения сбросов абонентов централизованных систем водоотведения не представляется возможным.

Нашей организацией в адрес территориального органа Росприроднадзора был направлен проект нормативов допустимых сбросов (НДС) для объектов III и IV категорий, где проект не был принят на рассмотрение. Просим дать разъяснение причин отказа.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, производят расчет нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, при наличии таких веществ в сбросах на основании статьи 22 Закона, разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и представляют отчет о его выполнении на основании пункта 11 статьи 67.1 Закона, а также представляют отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на основании пункта 7 статьи 67 Закона.

Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Таким образом, согласование и утверждение нормативов допустимых сбросов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III и IV категорий, Законом не предусмотрено.

Можно ли производить стоянку/движение автотранспорта в водоохранной зоне?

Согласно пункту 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс Российской Федерации) в границах водоохраных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с правилами дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 к твердым покрытиям дорог отнесены асфальтобетонные и цементобетонные, каменные материалы и тому подобное. Согласно постановлению Росстата от 25.09.2007 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 г.» к твердому покрытию дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами).

В этой связи под термином «специально оборудованные места, имеющих твердое покрытие» для стоянки и движения автотранспортных средств, подразумевается земельный участок, имеющий твердое покрытие, а также оборудованный сооружениями, обеспечивающими охрану прилегающих земельных участков и водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

За нарушение режима использования прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, установленного статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Использование и охрана атмосферного воздуха

Возможно ли после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 
№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» получение разрешения 
на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицом, осуществляющим деятельность на объекте I категории?

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) допускается возможность выдачи и переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Статьей 11 Закона предусматривается выдача и переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, до получения ими комплексных экологических разрешений, в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона.

Согласно пункту 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утверждённому приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (действует в части, не противоречащей законодательству), выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – нормативы ПДВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Порядок разработки и утверждения нормативов ПДВ установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 (далее – Положение), действующим в части не противоречащей действующему законодательству.

Согласно Положению разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Учитывая изложенное, с 1 января 2019 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, и до получения ими комплексных экологических разрешений, вправе получить или переоформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующими правовыми актами, регламентирующими порядок их выдачи и переоформления.

Росприроднадзор устанавливает предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы и выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (действует в части, не противоречащей Закону).

Прошу разъяснить положения действующего законодательства в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, за исключением радиоактивных, для объектов негативного воздействия на окружающую среду II категории и необходимо ли получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на расчет нормативов допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферу для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах II категории?

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация).

Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 № 333.

Форма Декларации о воздействии на окружающую среду утверждена Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью)». В данном порядке отсутствуют требования о наличии санитарно-эпидемиологического заключения к расчету нормативов допустимых выбросов, который прилагается к Декларации.

Прошу разъяснить порядок установления нормативов выбросов для объектов 
III категории.

Требования в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будут применяться в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на учет.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), вступившей в силу с 01.01.2019, юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении на объектах III категории выбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), производят расчет нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности.

Разработка нормативов допустимых выбросов веществ 1, 2 классов опасности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК, представляют отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены требования к содержанию программы ПЭК (далее – Требования), а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее – Порядок).

Согласно Требованиям программа ПЭК должна содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – Порядок), инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 3 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты. Какие–либо исключения при проведении инвентаризации источников выбросов в зависимости от категории объекта Порядком не предусмотрены.

  • Адыгея (Республика Адыгея)
  • Алтай (Республика Алтай)
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Башкортостан (Республика Башкортостан)
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Бурятия (Республика Бурятия)
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Дагестан (Республика Дагестан)
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Ивановская область
  • Ингушетия (Республика Ингушетия)
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкария (Кабардино-Балкарская Республика)
  • Калининградская область
  • Калмыкия (Республика Калмыкия)
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесия (Карачаево-Черкесская Республика)
  • Карелия (Республика Карелия)
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Коми (Республика Коми)
  • Костромская область
  • Краснодарский край (Кубань)
  • Красноярский край
  • Крым (Республика Крым)
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Магаданская область
  • Марий Эл (Республика Марий Эл)
  • Мордовия (Республика Мордовия)
  • Москва
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская область
  • Саха (Республика Саха (Якутия))
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Севастополь
  • Северная Осетия (Республика Северная Осетия — Алания)
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Татарстан (Республика Татарстан)
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тыва (Республика Тыва)
  • Тюменская область
  • Удмуртия (Удмуртская Республика)
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Хакасия (Республика Хакасия)
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Челябинская область
  • Чечня (Чеченская Республика)
  • Чувашия (Чувашская Республика)
  • Чукотка (Чукотский автономный округ)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область

Выберите регион на карте, чтобы посмотреть подробную информацию о территориальном органе

Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия)

Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю

1042

Всего обращений за 2018 год