Выдача комплексного экологического разрешения
Наименование
Выдача комплексного экологического разрешения
Категория получателей
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Кем предоставляется
Территориальные органы Росприроднадзора
Получение услуги в электронной форме
В электронном виде через государственную информационную систему промышленности (ГИСП)»
Реестр заявок на выдачу комплексных экологических разрешений
Реестр заявок на внесение изменений, пересмотр, переоформление комплексных экологических разрешений
Реестр комплексных экологических разрешений
Госпошлина
Для физических лиц - Не предоставляется
Для юридических лиц - 9 500 руб.
Какой порядок получения комплексного экологического разрешения?
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПОЛУЧЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений (вместе с «Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений»)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»;
приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»;
приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;
приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с «Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).
приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»;
приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»;
приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
приказ от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ) комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР) выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта.
1. Перечень документов, направляемых в составе заявки на получение КЭР, установлен пунктами 3, 4 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ.
Заявка на получение КЭР должна содержать следующую информацию:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
расчеты технологических нормативов;
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;
обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
проект программы производственного экологического контроля;
информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;
иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.
программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Закона № 7-ФЗ (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.
2. Заявка на получение КЭР подается в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
3. Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение КЭР, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр КЭР и внесения в них изменений осуществляется только с использованием государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
Для регистрации в ГИСП необходимо осуществить переход по ссылке:
Инструкция по регистрации в ГИСП:
https://gisp.gov.ru/documents/12998044/
4. Правила рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386.
КЭР выдается в срок, не превышающий 63 рабочих дня со дня регистрации заявки на его получение.
При направлении заявителю замечаний к заявке на получение КЭР и прилагаемым к ней документам заявитель должен в течение 30 рабочих дней со дня получения замечаний направить в адрес территориального органа Росприроднадзора, направившего замечания, доработанную заявку и прилагаемые к ней документы с использованием ГИСП.
ПОЯСНЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ КЭР
Все поля и информационные данные разделов заявки должны быть заполнены.
В соответствующих разделах заявки или в Разделе VIII заявки приводятся письма-пояснения о причинах незаполнения конкретного раздела.
Исключение составляют разделы заявки с пометкой «при наличии». Данные разделы допускается оставлять без заполнения и пояснений в случаях, если предоставление документов не требуются в соответствии с действующим законодательством.
Раздел I. Общие сведения.
В Таблицах №№ 1.1.-1.5. Раздела I сведения указываются в разбивке по годам с учетом планирования увеличения мощности по отношению к максимальной мощности, указанной в графе 5 Таблицы 1.1 или сокращения, в перспективе на 7 лет (срок действия КЭР).
В Таблицах № 1.6.1, № 1.6.2 при отсутствии за предыдущие семь лет аварий и инцидентов в ГИСП для заявителя реализована возможность заполнить данные поля обосновывающей информацией.
В Таблице 1.7. указываются сведения о реализации программы повышения экологической эффективности, утвержденной в соответствии со статьей 67.1
Закона № 7-ФЗ (при наличии).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907.
Утвержденная Программа повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)), а также планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации включаются в Раздел VIII. Иная информация, которую заявить считает необходимым представить.
Раздел II. Расчет технологических нормативов.
Технологические нормативы разрабатываются в соответствии с Правилами разработки технологических нормативов, утвержденными приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89.
Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов.
Расчет технологических нормативов для объектов технологического нормирования должен содержать:
а) определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ;
б) анализ объектов технологического нормирования;
в) определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ объектов технологического нормирования и технологических нормативов;
г) приложение (в случае необходимости).
Анализ объектов технологического нормирования для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект ОНВ), осуществляется с использованием технической документации, данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, данных инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, результатов производственного экологического контроля за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов, а для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов ОНВ - с использованием данных проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При заполнении заявки на получение КЭР с использованием ГИСП в таблицах 2.2.2, 2.3.2. Раздела II заявителем выбираются загрязняющие вещества из справочника, составленного в соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-Р утвержден новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Данное распоряжение, за исключением отдельных положений, вступает в силу 01.01.2024.
Раздел III. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов
Раздел 3.1. Нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДВ).
Расчеты НДВ производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», с использованием Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
Расчет НДВ обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
Инвентаризация проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, и представляется с расчетами НДВ в составе заявки на получение КЭР.
При разработке НДВ используются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
Расчет НДВ должен содержать:
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике и исполнителях;
3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;
4) данные, на основании которых разрабатываются НДВ, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
7) рассчитанные значения НДВ;
8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
11) приложения (в случае необходимости).
Раздел 3.2. Нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДС).
Расчет НДС производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Раздел 3.3. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов, а также расчеты таких нормативов (далее – НДС ЦСВПиГО).
Расчет НДС ЦСВПиГО производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Пунктом 11 статьи 22 Закона № 7-ФЗ закреплено, что НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВПиГО при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются НДС для объектов ЦСВПиГО.
Инвентаризация на объекте ЦСВПиГО проводится на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд. Отбор последней из проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации, должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявки на получение КЭР.
В Раздел 3.3. заявки включаются НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении:
веществ I, II класса опасности - высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких;
загрязняющих веществ III, IV класса опасности, максимальная за период инвентаризации концентрация которых в сбрасываемых сточных водах превышает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде водных объектов, а также расчеты таких нормативов.
Раздел IV. Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Раздел 4.1. Обоснование нормативов образования отходов.
Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 (далее – Методические указания № 1021).
Раздел 4.2. Обоснование лимитов на размещение отходов.
Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020. № 1021.
Раздел 4.3. Сводные данные по образованию отходов производства
и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение.
Данный раздел должен содержать сведения об отходах, размещаемых на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, а также отходах, передаваемых для размещения другим индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.
Методическими указаниями № 1021 предусмотрено предоставление информации о передаче отходов другим хозяйствующим субъектам, содержащей конкретные цели передачи, а также наименование юридического лица либо ФИО предпринимателя, их места нахождения, ИНН, даты и номера договора на передачу отходов. Указанные сведения учитываются в табличном виде в соответствии с приложениями № 11 и № 7 к Методическим указаниям № 1021.
Таким образом, к заявке на выдачу КЭР целесообразно прикладывать заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности
Раздел V. Проект программы производственного экологического контроля
Требования к содержанию программы производственного контроля (далее –ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (далее - Требования).
1. Перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также на основании данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов производства и потребления и объектов их размещения.
В соответствии с Требованиями в ПЭК должны включаться загрязняющие вещества, включенные в Перечень, обязательные для проведения ПЭК - вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Однако Требования не содержат ограничений для включения в программу ПЭК иных загрязняющих веществ (в отношении которых не устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС), включенных в Перечень, в том числе в целях исчисления платы за НВОС.
2. В пункте 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля (далее – САК) или сведения о наличии САК, созданной в соответствии с Законом № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ на объектах НВОС I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 428-р, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС, на основании программы создания САК.
Правила создания и эксплуатации САК выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 262.
Каким документом подтверждаются полномочия представителей юридических лиц при обращении за предоставлением государственной услуги в электронном виде?
В какие сроки предоставляется государственная услуга?
В соответствии с пунктом 6 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона в срок, не превышающий четырех месяцев.
Порядок рассмотрения заявок на выдачу комплексных экологических разрешений и выдачи комплексных экологических разрешений установлен Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386.
В каких случаях комплексное экологическое разрешение подлежит переоформлению?
Согласно пункту 17 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение подлежит переоформлению одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» актуализацией учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Каким документом подтверждаются полномочия представителей юридических лиц при подаче заявки на выдачу КЭР?
Уполномоченные представители юридических лиц, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определено, что электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Каким образом можно подать заявку на получение комплексного экологического разрешения?
Пунктом 5 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386, установлено, что заявка на получение КЭР подается с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации в электронной форме с использованием Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Для подачи заявки на выдачу КЭР природопользователям необходимо пройти регистрацию в ГИСП по адресу в сети «Интернет» https://gisp.gov.ru/. Подробная инструкция о порядке регистрации в ГИСП размещена по адресу в сети «Интернет» https://gisp.gov.ru/documents/12998044/.
В случае возникновения технических проблем при регистрации в ГИСП нужно обратиться в службу технической поддержки ГИСП через портал технической поддержки https://portal.frprf.ru/online/gisp или по электронной почте support@gisp.gov.ru. В обращении необходимо обязательно указывать, что вопрос касается сервиса по рассмотрению заявок на выдачу КЭР, при описании проблемы прикладывать скриншот экрана и подробное описание.
Каким образом можно подать заявку на получение комплексного экологического разрешения?
Кто выдает комплексное экологическое разрешение?
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386, заявка на получение комплексного экологического разрешения направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Вопрос: На что выдается комплексное экологическое разрешение?
Ответ: Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, в том числе линейный, I категории или II категории в случае, установленном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Может ли заявитель в случае отказа в выдаче КЭР вновь подать заявку на выдачу КЭР?
В соответствии с пунктом 23 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 (далее – Правила), в случае отказа в выдаче КЭР заявитель вправе вновь подать заявку на получение КЭР в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения в порядке, установленном Правилами.
Необходимо ли получать КЭР субъекту малого и среднего предпринимательства, осуществляющему деятельность на объекте I категории, при наличии у него действующей лицензии по отходам, действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ? Каков регламент получения комплексного экологического разрешения?
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по получению комплексного экологического разрешения возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
КЭР выдается на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядок выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386.
Нужно ли получать КЭР для объектов II категории?
Обязанность получения КЭР в отношении объектов II категории законодательно не установлена. Пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на получение КЭР при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Предусмотрена ли государственная пошлина за предоставления государственной услуги?
За выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 118.2 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер государственной пошлины составляет 9500 руб.
Предусмотрена ли ответственность за отсутствие КЭР?
Согласно пункту 20 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за осуществление деятельности на объекте I категории без получения комплексного экологического разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019, частями 6, 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период, в течение которого привлечение к административной ответственности за осуществление деятельности в отсутствие комплексного экологического разрешения не осуществляется.
Существуют ли основания для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения?
Согласно пункту 9.1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основанием для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения является:
1) отсутствие в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения информации и документов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», несоответствие этих информации и документов установленным требованиям;
2) несоблюдение предусмотренного пунктом 9.4 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» срока устранения замечаний к заявке на получение комплексного экологического разрешения.
Что должна содержать заявка на получение комплексного экологического разрешения?
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заявка на получение КЭР должна содержать следующую информацию:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
расчеты технологических нормативов;
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;
обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
проект программы производственного экологического контроля;
информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;
иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.
Требуется ли согласование территориальными органами Росводресурсов нормативов допустимых сбросов с целью подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (далее - КЭР)?
До получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (пункт 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, предусмотрено утверждение Росводресурсами, по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством и Росприроднадзором НДС в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469, рассчитанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, до получения ими КЭР.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» Федеральное агентство водных ресурсов не участвует в рассмотрении заявок на получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в них изменений.
Существуют ли основания для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения?
В соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386:
сведения о принятом решении о выдаче комплексного экологического разрешения, продлении комплексного экологического разрешения, переоформлении комплексного экологического разрешения, пересмотре комплексного экологического разрешения и внесении в него изменений подлежат размещению на официальном сайте Росприроднадзора;
результаты предоставления государственной услуги по выдаче комплексного экологического разрешения, продлению комплексного экологического разрешения, переоформлению комплексного экологического разрешения, пересмотру комплексного экологического разрешения и внесению в него изменений подтверждаются путем внесения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) сведений в электронном виде в реестр выданных комплексных экологических разрешений в государственной информационной системе промышленности.
Реестр заявок на выдачу комплексных экологических разрешений