Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
Наименование
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
Категория получателей
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Кем предоставляется
Росприроднадзор
Территориальные органы Росприроднадзора
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
Способы получения услуги
В электронном виде
Получение услуги в электронной форме
|
|
Госпошлина
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 (в редакции ПП РФ от 23.12.2023 № 2269) оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным с 01.01.2024 по 31.12.2029, не требуется
Плата за предоставление выписки из реестра лицензий
выписка из реестра лицензий предоставляется в форме электронного документа без взимания платы
Каким документом подтверждаются полномочия представителей юридических лиц при обращении за предоставлением государственной услуги в электронном виде?
Возможно ли обратиться за предоставлением лицензии с Единого портала государственных услуг?
В соответствии с пунктом 25 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290, подачу заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соискатель лицензии осуществляет в форме электронных документов через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) и подписывает указанные документы усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для заполнения заявления на предоставление лицензии необходимо перейти по ссылке https://www.gosuslugi.ru/600355/1/form. Обращаем внимание, что заполнение адреса места осуществления деятельности, выбор видов работ и видов отходов осуществляется в специальном файле в формате excel строго по шаблону, скачать который можно при заполнении формы заявления на ЕПГУ.
Мы подавали заявление о переоформлении лицензии и в комплекте документов прикладывали действующую лицензию, получили отказ в переоформлении, при этом территориальный орган нам не вернул оригинал лицензии, почему?
С 01.01.2021 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ признаны утратившими силу в том числе части 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), в связи с чем с 01.01.2021 на территории Российской Федерации прекращено хождение лицензий в бумажном виде. Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ днем предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
В связи с изменениями законодательства Росприроднадзором сформирован реестр лицензий и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Реестр лицензий является публичным, доступен без ограничений по адресу https://rpn.gov.ru/licences/.
В случае необходимости подтверждения наличия лицензии на право осуществления деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности любое заинтересованное лицо может направить запрос с Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) запрос о предоставлении сведений из реестра лицензий.
Наша организация получила лицензию на деятельность по обращению с отходами в 2019 году. С удивлением обнаружили, что почему-то у нашей лицензии изменился номер. Просим пояснить, с чем это связано и как это отразится на нашей деятельности?
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ.
В частности, статья 21 Федерального закона № 99-ФЗ дополнена частью 9.1, согласно которой регистрационный номер присваивается лицензии с использованием единого реестра учета лицензий.
Правила формирования и ведения единого реестра учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра приведены в приложении № 2 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 25 Правил номер лицензии присваивается в формате Лxxx-xxxxx-xx/xxxxxxxx и состоит из следующих частей:
3 цифры, определяющие код лицензируемого вида деятельности;
5 цифр, определяющих код лицензирующего органа;
2 цифры, определяющие код региона по месту принятия решения о предоставлении лицензии (при невозможности определения кода региона указывается значение "00");
8 цифр, определяющих порядковый номер предоставленной лицензии.
Присвоенный реестром номер лицензии не подлежит изменению, в том числе в случае изменения сведений в реестре.
Для лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности номер лицензии присваивается в формате Л020-00113-ХХ/ХХХХХХХХ.
Все реестровые записи, содержащие информацию о лицензиях, предоставленных до вступления в силу Правил, в соответствии с пунктом 29 указанных Правил направлены Росприроднадзором в единый реестр учета лицензий для присвоения им новых номеров.
Номера лицензий, присвоенные до момента вступления в силу Правил, могут использоваться наравне с номером лицензии, присвоенным единым реестром учета лицензий.
Почему перестали выдавать лицензию на бумаге?
С 01.01.2021 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ признаны утратившими силу в том числе части 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), в связи с чем с 01.01.2021 на территории Российской Федерации прекращено хождение лицензий в бумажном виде. Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ днем предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
В связи с изменениями законодательства Росприроднадзором сформирован реестр лицензий и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Реестр лицензий является публичным, доступен без ограничений по адресу https://rpn.gov.ru/licences/.
Каким образом можно поменять контактные данные лицензиата в реестре лицензий?
Наша организация имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности в части транспортирования отходов. Планируем расширить лицензию, добавив утилизацию отходов. Планируем использовать технологию утилизации, описанную в информационно-техническом справочнике. Требуется ли представлять на эту технологию заключение государственной экологической экспертизы, если она давно применяется?
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), лицензирования отдельных видов деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).
Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, определены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее – Положение о лицензировании).
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им работ по утилизации отходов I-IV классов опасности, в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании, является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Так в соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Так же согласно подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании определено, какие сведения и копии документов необходимо представлять лицензиату в лицензирующий орган для внесения изменений в реестр лицензий, в том числе при намерении выполнять работы по утилизации отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании, для внесения изменений в реестр лицензий лицензиат представляет по установленной форме заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, в котором для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, в том числе, указывает реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом № 174-ФЗ.
Стоит отметить, что требование, установленное подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании об указании в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий реквизитов положительного заключения государственной экологической экспертизы не является требованием о проведении государственной экологической экспертизы, в случае использования лицензиатом для целей утилизации отходов техники и технологии, используемой на территории Российской Федерации и получившими ранее положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Применение технологий, имеющих сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения, включенных в справочники по наилучшим доступным технологиям, не исключает обязанности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на такие технологии в соответствии с требованием Федерального закона № 174-ФЗ.
В части необходимости проведения государственной экологической экспертизы необходимо отметить следующее.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее – Положение № 400), в полномочия Росприроднадзора входит организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в отношении объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, указанных в статье 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен требованиями Федерального закона № 174-ФЗ, Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1796, и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923.
Согласно пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, пестициды и агрохимикаты.
В соответствии с позицией Минприроды России, изложенной в письме от 07.10.2020 № 05-12-44/26282, к новым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию (испытания, исследования) техника, технология, вещества.
В случае если применяемая техника, технология являются новыми, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, по проектам технической документации на такие новое вещество, новые технику, технологию не утверждались в установленном порядке положительные заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, такие проекты технической документации на новые технику, технологию и вещество согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ подлежат представлению в Росприроднадзор для организации и проведения государственной экологической экспертизы в объеме, определенном статьей 14 Федерального закона № 174-ФЗ.
Отмечаем, что проекты технической документации на новые технику, технологию и вещества могут выступать как самостоятельным объектом государственной экологической экспертизы, так и рассматриваться в составе документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, при условии наличия решений в документации, обосновывающих их применение.
У лицензиата имеется лицензия на осуществление деятельности сбору, обработке и транспортированию отходов по одному адресу места осуществления деятельности. Требуется ли вносить изменения в лицензию, если возникла необходимость транспортирования отходов не по адресу, указанному в лицензии?
Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности определены положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2020 № 2290 (далее – Положение о лицензировании № 2290).
Исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензии установлен частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, согласно которой лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Пунктом 3 Положения о лицензировании № 2290 определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность в том числе по транспортированию отходов I-IV классов опасности.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290 установлено, что для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Необходимо отметить, что согласно определениям, приведенным в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ транспортированием отходов является перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо предоставленного им на иных правах.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Указанные положения Федерального закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений пункта 8 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (помещениях, зданиях, сооружениях, иных объектах) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 14, частей 2, 2.1 статьи 21 Федерального закона № 99-ФЗ лицензиат имеет право осуществлять работы с отходами I-IV классов опасности, согласно имеющийся лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в которой указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности, по адресам мест осуществления лицензируемых видов деятельности, указанных в лицензии.
Вместе с тем, согласно пункту 8 Положения о лицензировании № 2290 осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Планируем обратиться за получением лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности. Работы предполагаем вести в Московской, Курской и Курганской областях. В какой территориальный орган Росприроднадзора необходимо направить заявление о предоставлении лицензии?
С 29.10.2021 вступил в законную силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464 (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 11 Административного регламента Центральный аппарат Росприроднадзора предоставляет государственную услугу в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых полномочия осуществляют два и более территориальных органа Росприроднадзора.
Территориальные органы Росприроднадзора согласно п. 12 Административного регламента предоставляют государственную услугу в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.
Учитывая, что осуществление деятельности предполагается в трех субъектах Российской Федерации, в границах которых осуществляют свои полномочия три разных территориальных органа Росприроднадзора, заявление о предоставлении лицензии необходимо направить в центральный аппарат Росприроднадзора.