Разъяснения по вопросу получения комплексного экологического разрешения
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПОЛУЧЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений (вместе с «Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений»)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»;
приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»;
приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;
приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с «Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).
приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»;
приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»;
приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
приказ от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ) комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР) выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта.
1. Перечень документов, направляемых в составе заявки на получение КЭР, установлен пунктами 3, 4 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ.
Заявка на получение КЭР должна содержать следующую информацию:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
расчеты технологических нормативов;
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;
обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
проект программы производственного экологического контроля;
информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;
иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.
программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Закона № 7-ФЗ (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.
2. Заявка на получение КЭР подается в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
3. Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение КЭР, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр КЭР и внесения в них изменений осуществляется только с использованием государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
Для регистрации в ГИСП необходимо осуществить переход по ссылке:
Инструкция по регистрации в ГИСП:
https://gisp.gov.ru/documents/12998044/
4. Правила рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386.
КЭР выдается в срок, не превышающий 63 рабочих дня со дня регистрации заявки на его получение.
При направлении заявителю замечаний к заявке на получение КЭР и прилагаемым к ней документам заявитель должен в течение 30 рабочих дней со дня получения замечаний направить в адрес территориального органа Росприроднадзора, направившего замечания, доработанную заявку и прилагаемые к ней документы с использованием ГИСП.
ПОЯСНЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ КЭР
Все поля и информационные данные разделов заявки должны быть заполнены.
В соответствующих разделах заявки или в Разделе VIII заявки приводятся письма-пояснения о причинах незаполнения конкретного раздела.
Исключение составляют разделы заявки с пометкой «при наличии». Данные разделы допускается оставлять без заполнения и пояснений в случаях, если предоставление документов не требуются в соответствии с действующим законодательством.
Раздел I. Общие сведения.
В Таблицах №№ 1.1.-1.5. Раздела I сведения указываются в разбивке по годам с учетом планирования увеличения мощности по отношению к максимальной мощности, указанной в графе 5 Таблицы 1.1 или сокращения, в перспективе на 7 лет (срок действия КЭР).
В Таблицах № 1.6.1, № 1.6.2 при отсутствии за предыдущие семь лет аварий и инцидентов в ГИСП для заявителя реализована возможность заполнить данные поля обосновывающей информацией.
В Таблице 1.7. указываются сведения о реализации программы повышения экологической эффективности, утвержденной в соответствии со статьей 67.1
Закона № 7-ФЗ (при наличии).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907.
Утвержденная Программа повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)), а также планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации включаются в Раздел VIII. Иная информация, которую заявить считает необходимым представить.
Раздел II. Расчет технологических нормативов.
Технологические нормативы разрабатываются в соответствии с Правилами разработки технологических нормативов, утвержденными приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89.
Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов.
Расчет технологических нормативов для объектов технологического нормирования должен содержать:
а) определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ;
б) анализ объектов технологического нормирования;
в) определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ объектов технологического нормирования и технологических нормативов;
г) приложение (в случае необходимости).
Анализ объектов технологического нормирования для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект ОНВ), осуществляется с использованием технической документации, данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, данных инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, результатов производственного экологического контроля за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов, а для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов ОНВ - с использованием данных проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При заполнении заявки на получение КЭР с использованием ГИСП в таблицах 2.2.2, 2.3.2. Раздела II заявителем выбираются загрязняющие вещества из справочника, составленного в соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-Р утвержден новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Данное распоряжение, за исключением отдельных положений, вступает в силу 01.01.2024.
Раздел III. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов
Раздел 3.1. Нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДВ).
Расчеты НДВ производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», с использованием Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
Расчет НДВ обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
Инвентаризация проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, и представляется с расчетами НДВ в составе заявки на получение КЭР.
При разработке НДВ используются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
Расчет НДВ должен содержать:
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике и исполнителях;
3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;
4) данные, на основании которых разрабатываются НДВ, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
7) рассчитанные значения НДВ;
8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
11) приложения (в случае необходимости).
Раздел 3.2. Нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДС).
Расчет НДС производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Раздел 3.3. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов, а также расчеты таких нормативов (далее – НДС ЦСВПиГО).
Расчет НДС ЦСВПиГО производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Пунктом 11 статьи 22 Закона № 7-ФЗ закреплено, что НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВПиГО при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются НДС для объектов ЦСВПиГО.
Инвентаризация на объекте ЦСВПиГО проводится на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд. Отбор последней из проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации, должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявки на получение КЭР.
В Раздел 3.3. заявки включаются НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении:
веществ I, II класса опасности - высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких;
загрязняющих веществ III, IV класса опасности, максимальная за период инвентаризации концентрация которых в сбрасываемых сточных водах превышает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде водных объектов, а также расчеты таких нормативов.
Раздел IV. Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Раздел 4.1. Обоснование нормативов образования отходов.
Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 (далее – Методические указания № 1021).
Раздел 4.2. Обоснование лимитов на размещение отходов.
Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020. № 1021.
Раздел 4.3. Сводные данные по образованию отходов производства
и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение.
Данный раздел должен содержать сведения об отходах, размещаемых на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, а также отходах, передаваемых для размещения другим индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.
Методическими указаниями № 1021 предусмотрено предоставление информации о передаче отходов другим хозяйствующим субъектам, содержащей конкретные цели передачи, а также наименование юридического лица либо ФИО предпринимателя, их места нахождения, ИНН, даты и номера договора на передачу отходов. Указанные сведения учитываются в табличном виде в соответствии с приложениями № 11 и № 7 к Методическим указаниям № 1021.
Таким образом, к заявке на выдачу КЭР целесообразно прикладывать заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности
Раздел V. Проект программы производственного экологического контроля
Требования к содержанию программы производственного контроля (далее –ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (далее - Требования).
1. Перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также на основании данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов производства и потребления и объектов их размещения.
В соответствии с Требованиями в ПЭК должны включаться загрязняющие вещества, включенные в Перечень, обязательные для проведения ПЭК - вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Однако Требования не содержат ограничений для включения в программу ПЭК иных загрязняющих веществ (в отношении которых не устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС), включенных в Перечень, в том числе в целях исчисления платы за НВОС.
2. В пункте 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля (далее – САК) или сведения о наличии САК, созданной в соответствии с Законом № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ на объектах НВОС I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 428-р, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС, на основании программы создания САК.
Правила создания и эксплуатации САК выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 262.