Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Последнее обновление: 21.03.2023

Часто задаваемые вопросы

Какие переданные полномочия осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений?

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия в области водных отношений: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.

Какие переданные полномочия осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов?

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов:

организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

установление в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

определение видов разрешенной охоты и ограничений охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории субъекта Российской Федерации и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации);

выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

осуществление контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты; осуществление контроля за оборотом продукции охоты; осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Какие переданные полномочия осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира?

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира:

организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;

установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

установление на территории субъекта Российской Федерации ограничений пользования животным миром, за исключением ограничений охоты и рыболовства, ограничений пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;

ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами, и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

На каком основании проводятся внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 63 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и пунктами 37, 40 Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы», утвержденного приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 994, внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) в 2023 году не проводятся, за исключением оснований, указанных в пункте 3 Постановления № 336.

С какой регулярностью проводятся плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и пунктом 15.1 Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, утвержденного приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 994, плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 11(3) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль
за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) в 2023 году не проводятся.

Подлежат ли изъятию переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов, а также в области охраны и использования объектов животного мира?

В соответствии с пунктом 53 Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, утвержденного приказом Минприроды России 01.12.2020 № 994 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти переданных полномочий, подтвержденного результатами проведенной (проведенных) проверки (проверок), Росприроднадзор подготавливает и представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации подготовленные в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения об изъятии у органов исполнительной власти переданных полномочий Российской Федерации.

С какой периодичностью необходимо предоставлять отчетность об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов?

В соответствии с пунктом 1 требований к порядку предоставления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – Требования) , утвержденных приказом Минприроды России от 28.01.2011 № 23 «Об утверждении требований к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (далее –Приказ № 23) отчетность об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по формам разделов 1-6, содержащихся в приложении 1 к настоящему Приказу, представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Требований к Приказу № 23 отчетность об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий согласно таблице 7, содержащейся в приложении 1, представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. К отчету прикладываются копии официальных текстов соответствующих актов субъекта Российской Федерации. Копия акта субъекта Российской Федерации должна быть четкой для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба, заверен подписью руководителя (либо лица, его замещающего) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и печатью.

С какой периодичностью необходимо предоставлять отчетность об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы?

Формы и содержание предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы, утверждены приказом Минприроды России от 22.07.2011 № 645 (далее – Приказ № 645).

В соответствии с пунктом 3 Приказа № 645 представление отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ежеквартально не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.