Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Декабрь 25, 2020

Ответы на вопросы природопользователей


Вопрос 1: Каким образом в настоящее время (в том числе в рамках разработки материалов для получения КЭР) возможно проведение инвентаризации выбросов ЗВ и оформление разрешительной документации в отсутствии наполненного Министерством природных ресурсов РФ перечня методик, возможно ли применять методики, рекомендованные ранее АО «НИИ Атмосфера»?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.

Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов устанавливается Правительством РФ. Пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее – Постановление №422), определено, что формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минприроды России.

Пунктом 15 Постановления № 422 и п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352 (далее – Приказ № 352), определено, что применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик Минприроды.

Распоряжением Минприроды России от 14.12.2020 № 35-р внесены сведения о 21 методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик Минприроды.

Пунктом 28 Приказа № 352 предусматривается, если в Перечне методик не содержится соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, либо инструментальный метод расчета.

Вопрос 2: Возможно ли и каким образом в условиях действующего законодательства получение разрешительной документации на период строительства (реконструкции, демонтажа) отдельных объектов на промышленной площадке действующего предприятия?

Ответ: Предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Законом № 7-ФЗ) положения регламентируют применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам НВОС, в зависимости от их категории – получение разрешительных документов или представление деклараций и отчетности. Положения Закона № 7-ФЗ, регламентирующие порядок получения и представления указанных выше документов, реализуются с момента постановки объекта на государственный учет.

Согласно требованиям п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Представление указанной заявки в целях постановки на учет строящихся объектов не предусмотрено.

В соответствии со ст. 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. При строительстве таких объектов (до ввода в эксплуатацию) необходимо соблюдение установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды, а также выполнение предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды в соответствии со статьей 34 Закона № 7-ФЗ.

Вопрос 3: Планируется ли установление нормативов содержания нефтепродуктов в почве на региональном уровне по Волгоградской и Астраханской областям?

Ответ: Установление нормативов содержания нефти и нефтепродуктов в почве на региональном уровне не относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 13.02.2019г № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (далее – Постановление № 149) для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 21 Постановления №149 для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренным пунктом 20 данного Постановления, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель) Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Пункт 28 Постановления №149 предусматривает право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать в соответствии с законодательством субъекта РФ нормативы качества в пределах территории субъекта РФ, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне.

Вопрос 4: В целях исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Такой отчетностью могут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Каким образом необходимо вести учёт образования отходов, если у предприятия есть действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение, а образуется отход, ранее не выявленный и не учтенный в ДНООЛР.

Вопрос 5: В соответствии с каким документом необходимо вести учет отходов (образование, движение) при отсутствии документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов 3 категории.

Ответ на вопросы: Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета предусмотрен приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (с 01.01.2021 года утрачивает силу).

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Также согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

С 01.01.2019 отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

При этом вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно. В настоящее время процедура внесения дополнительного вида отходов в действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение не предусмотрена, однако новый вид отхода должен быть включен в программу производственного контроля, а также в отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды, необходимо вести первичный учет образующегося неучтенного отхода, а также учитывать его при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (отходы).

Вопрос 6: Как вести учет и предоставлять отчетность по отходам для объектов, независимо от категории объекта, у которых истек срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение?

Ответ: Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета предусмотрен приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (с 01.01.2021 года утрачивает силу). Предоставление отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I-IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также сроки предоставления отчетности предусмотрены действующим законодательством РФ.

Вопрос 7: Последняя версия «Модуль природопользователя» (5.4.0.от 15.04.2019) не содержит в себе изменений в части ставок платы за НВОС. Существует ли вероятность, что будет инициировано возобновление работы «Модуля природопользователя» и будет осуществлена передача данных разработчиками программы для того, чтобы они внесли соответствующие изменения?

Ответ: Существует такая проблема с «Модулем природопользователя», из-за которой нельзя рассчитать будущие платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Дело в том, что последняя версия (5.4.0.от 15.04.2019) не содержит в себе изменений в части ставок платы за НВОС, но до нового обновления «Модуль природопользователя» так и будет считать со ставками платы 0 рублей/тонна за выбросы и сбросы, и со ставкой платы 1 рубль/тонна за размещение отходов.

Вопрос 8: Можно ли согласовать ПНООЛР и получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение для объектов I категории, если образовались отходы, не выявленные и не учтенные в ДНООЛР, а получение КЭР возможно не ранее 2025года?

Ответ: Да возможно. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов I категории предусмотрено приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории".

Вопрос 9: Необходимо ли получать какие-либо разрешительные документы на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объектов НВОС III категории, если сбрасываемые вещества не относятся к веществам 1-2 класса опасности.

Ответ: Согласно п. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории».

Таким образом, ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Если сбрасываемые вещества не относятся к высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II классов опасности), то нет необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами разрешительных документов на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Вопрос 10: Необходимо ли получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологитческих заключений» и Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 №224 (ред. от 16.11.2018) «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» (вместе с «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценки», «Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», «Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации») в рамках разработки КЭР?

Ответ: В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, в том числе, расчеты технологических нормативов, нормативы допустимых выбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:

-наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

-код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

-вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

-информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

-сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

-информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

-расчеты технологических нормативов;

-нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;

-обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

-проект программы производственного экологического контроля;

- информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

-иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

Согласно примечаниям к Разделу III и разделу IV Формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения, утвержденного Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. N 510  расчеты проводятся в соответствии с:

-постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183"О нормативах выбросов вредных   (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";

-Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

В соответствии с частью «б» пункта 10 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзора), принявший на рассмотрение заявку на получение КЭР, в течение 5 рабочих дней запрашивает у территориального органа Роспотребнадзора копии документов, подтверждающих соответствие информации, включаемой в состав заявки на получение КЭР в соответствии с абзацем 9 части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», санитарно-эпидемиологическим требованиям в случаях, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Таким образом, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора заявки на получение КЭР данным территориальным органом у соответствующего территориального органа Роспотребнадзора будет запрошена в том числе копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии расчетов нормативов допустимых выбросов, содержащихся в данной заявке, санитарным правилам.

Вопрос 11: Каким образом предприятие должно осуществлять деятельность, связанную с осуществлением выбросов в атмосферный воздух, если в Перечне Методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками до сих пор отсутствуют все общераспрjстраненные и отраслевые Методики?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее – Постановление №422), определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Перечень методик расчета) осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

Согласно п. 14 Постановления № 422 утвержденная методика расчета с материалами обоснования ее применимости направляется в Минприроды России для включения ее в Перечень методик.

Пунктом 15 Постановления № 422 определено, что применение методики расчета допускается только после ее включения в вышеуказанный Перечень методик расчета.

31.07.2018 приказом Минприроды России № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее – Приказ № 341) утвержден Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета.

В целях формирования Перечня методик расчета в соответствии с требованиями п.6 Приказа №341 разработчик методики или его представитель направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком Методики, для внесения сведений о методике расчета в Перечень методик.

Согласно п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352 (далее – Приказ № 352) для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики, включенные в Перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением Минприроды России от 14.12.2020 № 35-р внесены сведения о 21 методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик Минприроды.

Пунктом 28 Приказа № 352 предусматривается, если в Перечне методик не содержится соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, либо инструментальный метод

Вопрос 12: Просим Вас дать разъяснения по подтверждению отнесения к классу опасности для отходов, представляющих собой изделия, утратившие потребительские свойства:

4 82 713 11 52 4 кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 713 15 52 сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 511 11 52 4 холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства,

4 82 721 61 52 4 морозильные камеры, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 521 11 52 4 пылесос, утративший потребительские свойства;

4 82 527 11 52 4 печь микроволновая, утратившая потребительские свойства;

4 81 335 11 52 4 оборудование автоматических телефонных станций, утратившее потребительские свойства;

482 823 11 52 4 машины копировальные для офисов, утратившие потребительские свойства.

Согласно п. 3 Порядка отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее – Приказ) класс опасности отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее-БДО). Сведения о вышеперечисленных отходах отсутствуют в БДО. Согласно п. 4 Приказа химический и (или) компонентный состав вида отходов может быть установлен на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. На данные отходы в указанной документации информация отсутствует. В этом случае химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. В лабораториях Астраханской области используется аккредитованная методика по определению морфологического состава твердых бытовых отходов гравиметрическим методом ПНД Ф 16.3.55-08. В качестве средства измерений используются поверенные лабораторные весы высокого класса точности с пределом взвешивания 2200 г по ГОСТ 24104-2001. Из вышесказанного следует, что лаборатории Астраханской области не могут определить химический и (или) компонентный состав данных отходов ввиду отсутствия средств измерения на крупногабаритные отходы.

Ответ: Для правильного отнесения отходов к определенному классу опасности, включенных в ФККО, необходимо определить и подтвердить все классификационные признаки данного отхода: наименование, происхождение (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условия образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатное состояние и физическая форма видов отходов, компонентный состав, соответствующий степени воздействия на окружающую природную среду.

Согласно п.4 Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов. Перечень веществ, составляющих отход (компонентов отхода), и их количественное содержание определяются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа в аккредитованной лаборатории. Лабораторные исследования отходов может проводиться только аккредитованной лабораторией по аттестованным методикам измерений. Если отход представляет собой готовое изделие, утратившее свои свойства, и его состав не претерпел изменений в процессе эксплуатации, то данный компонентный состав допускается указывать по данным ГОСТ, ОСТ, ТУ, сертификатов (перечисленные документы должны прилагаться и содержать информацию о компонентном составе изделия).

Вопрос 13: Нужно ли ставить на государственный учет, как объекты НВОС, участки недр, имеющих действующую лицензию, на которых уже не ведется хозяйственная деятельность, не введены в эксплуатацию источники НВОС и фактически отсутствует негативное воздействие на ОС?

Ответ: Согласно распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.05.2020 № 27-р, объектом, оказывающим НВОС, в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определенных лицензией. В соответствии с пп. «б» п.6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее-Критерии ФГЭН) в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр или деятельности по застройке площадей залегания полезных ископаемых, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих НВОС. Хозяйственная и (или) иная деятельность осуществляется юридическим лицом с даты получения лицензии на пользование недрами и прекращается по истечении срока действия лицензии (с момента прекращения пользования недрами). Таким образом, недропользователь, имеющий в соответствии с требованием закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензию на пользование недрами, в зависимости от целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами, обязан поставить на учет объект НВОС, руководствуясь Критериями отнесения объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, к объектам 1,2,3,4 категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утрачивает силу с 01.01.2021).

Дополнительно сообщаем, что с 21.12.2020 подача заявок на постановку объектов НВОС на государственный учет, актуализацию, снятие с государственного учета и выдача свидетельств в электронном виде будет производиться по адресу в сети Интернет lk.rpn.gov.ru.