Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

С реестром объектов негативного воздействия на окружающую среду можно ознакомиться перейдя по ссылке: https://ksv.rpn.gov.ru/


объекты федерального государственного экологического контроля (надзора) https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgen-object;

объекты федерального государственного геологического контроля (надзора) https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fggn-object;

объекты федерального государственного земельный контроля (надзора) https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgzn-object

объекты федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgan-object;

объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgahn-object;


объекты федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgotn-object;


объекты федерального государственного охотничьего контроля (надзора) https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fgohn-object;


объекты федерального государственного лесного контроля (надзора) https://registries.rpn.gov.ru/rpn/fglesn-object.


Информация о критериях отнесения объектов контроля к соответствующей категории риска

В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

1) чрезвычайно высокий риск;

2) высокий риск;

3) значительный риск;

4) средний риск;

5) умеренный риск;

6) низкий риск.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска по видам надзора:

- для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096;

- для объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому надзору, в соответствии с Положением о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1095;

- для объектов, подлежащих федеральному государственному земельному надзору, в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081;

- для объектов, подлежащих федеральному государственному лесному надзору, в соответствии с Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098;

- для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области обращения с животными, в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1089.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.02.2022 № 122 утверждены "Методические рекомендаций по подготовке и утверждению перечней объектов государственного контроля (надзора), которым присвоены категории риска".


Формирование перечней объектов контроля

Формирование и ведение перечней объектов контроля осуществляются с использованием информационной системы, в том числе путем внесения в нее сведений об объектах контроля и решениях об отнесении объектов контроля к соответствующим категориям риска.Контролирующие органы определяют лиц, ответственных за формирование и ведение перечней объектов контроля, отнесение объектов контроля к соответствующим категориям риска.

Доступ должностных лиц контролирующих органов к внесению сведений в перечни объектов контроля осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Обжалование решения о присвоении категории риска

Контролируемое лицо вправе подать в контролирующие органы в соответствии с их полномочиями заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Изменение категории риска объекта контроля осуществляется в порядке, установленном Методическими рекомендациями.


Федеральный государственный экологический контроль (надзор)

К федеральному государственному экологическому контролю (надзору) относятся (п. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

- соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении:

  • следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

  • поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

  • водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

  • особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

  • водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

  • водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

  • водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

  • водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

  • внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

  • производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

  • в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

  • в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

  • в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

  • в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

  • производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

  • производственных объектов, являющихся:

  • пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

  • морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

  • объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

  • объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

  • объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

  • производственных объектов, на которых эксплуатируются:

  • ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

  • радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

  • производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

  1. к объектам I категории;

  2. к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

  • производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

  1. вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

  2. классификации промышленных объектов и производств;
  3. соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) К СООТВЕТСТВУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ РИСКА

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)», приложение

1. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно в случаях:

а) если объект размещается:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

в границах водно-болотного угодья международного значения;

в Арктической зоне Российской Федерации;

в водоохранных зонах следующих водных объектов:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

внутренних морских вод Российской Федерации;

территориального моря Российской Федерации;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;

б) если объект является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, для которого устанавливаются квоты выбросов в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

2. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Приложения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246 - 248, 250 - 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.

3. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" и "в" пункта 3 настоящего документа к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящего документа к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно по истечении 3 лет после вступления в законную силу соответствующих решений и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Приложения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Приложения, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)»

При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 42 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам I, II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:

а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;

б) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;

в) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;

г) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре), приложение № 3

1. К категории ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА относятся земельные участки, на которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии).

2. К категории СРЕДНЕГО РИСКА относятся земельные участки, на которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями.

3. К категории УМЕРЕННОГО РИСКА относятся земельные участки, на которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями.

4. К категории НИЗКОГО РИСКА относятся земельные участки, на которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.

 5. Земельные участки, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям ВЫСОКОГО, ЗНАЧИТЕЛЬНОГО, СРЕДНЕГО РИСКА соответственно в случаях их размещения:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) в Арктической зоне Российской Федерации;

д) в водоохранных зонах следующих водных объектов:

поверхностные водные объекты, расположенные на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

внутренние морские воды Российской Федерации;

территориальное море Российской Федерации;

особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий;

водные объекты или их части, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водные объекты, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

водные объекты или их части для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)», п. 7-10

п. 7. В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям: а) категория чрезвычайно высокого риска; б) категория высокого риска; в) категория значительного риска; г) категория среднего риска; д) категория умеренного риска; е) категория низкого риска.

п. 8. При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относятся к следующим категориям риска:

• к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
• к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
• к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
• к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.

п. 9. Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям ВЫСОКОГО, ЗНАЧИТЕЛЬНОГО, СРЕДНЕГО, УМЕРЕННОГО РИСКА соответственно в случае, если объект размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случая, если объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

д) в Арктической зоне Российской Федерации;

е) в водоохранных зонах следующих водных объектов:

поверхностные водные объекты, расположенные на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

внутренние морские воды Российской Федерации;

территориальное море Российской Федерации;

особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водные объекты или их части, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб

водные объекты, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

водные объекты или их части, используемые для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

п. 10. Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКОГО, ВЫСОКОГО, ЗНАЧИТЕЛЬНОГО, СРЕДНЕГО, УМЕРЕННОГО риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:

постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.5, частью 1 статьи 8.7, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения требований по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), частью 1 статьи 15.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;

приговор суда, вынесенный за совершение преступлений, предусмотренных статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;

решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.

Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1065 «Об утверждении Положения о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)», п. 9-10

8. Объект контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного надзора

а) ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКИЙ РИСК - в случае наличия 4 критериев риска;

б) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РИСК - в случае наличия от 2 до 3 критериев риска;

в) УМЕРЕННЫЙ РИСК - в случае наличия 1 критерия риска;

г) НИЗКИЙ РИСК - в случае отсутствия критериев риска.

9. Критериями отнесения такого объекта контроля, как деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия, постановлений о назначении административного наказания лицу, деятельность которого является объектом контроля, за совершение административных правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

б) наличие в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя вступившего в силу решения суда о приостановлении деятельности.

10. Критериями отнесения такого объекта контроля, как охотничье угодье или иная территория, на которых осуществляется деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие на территории объекта контроля видов охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации;

б) расположение охотничьего угодья или большей части площади его территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которыми осуществляется охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

в) наличие зон охраны охотничьих ресурсов;

г) снижение численности охотничьих ресурсов на территории объекта контроля более чем на 40 процентов в течение 2 лет согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, формируемым в сроки, определенные порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденным в соответствии со статьей 36 Федерального закона об охоте;

д) осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства на особо охраняемой природной территории.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1089 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными» п. 16-17.

П. 16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:

а) К КАТЕГОРИИ ВЫСОКОГО РИСКА:

деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;

деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;

б) К КАТЕГОРИИ СРЕДНЕГО РИСКА - деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных (не указанных в подпункте "а" настоящего пункта):

занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;

указанных в приложениях II, III к Конвенции;

в) К КАТЕГОРИИ НИЗКОГО РИСКА - деятельность по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, которые не указаны в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

П. 17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:

а) категория ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКОГО РИСКА:

обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;

постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения);

постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2 - 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов или Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

б) КАТЕГОРИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения);

в) КАТЕГОРИЯ УМЕРЕННОГО РИСКА - постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов в отношении деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 16 настоящего Положения).


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий» п. 12-19

П. 11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие надзор в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон (далее - надзорные органы), для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска): А) ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКИЙ РИСК; Б) ВЫСОКИЙ РИСК; В) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РИСК; Г) СРЕДНИЙ РИСК; Д) УМЕРЕННЫЙ РИСК; Е) НИЗКИЙ РИСК.

П. 12. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:

а) КАТЕГОРИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

б) КАТЕГОРИЯ СРЕДНЕГО РИСКА - деятельность граждан и организаций в границах:

охранных зон государственных природных заповедников;

охранных зон национальных парков;

государственных природных заказников;

памятников природы;

дендрологических парков и ботанических садов;

в) КАТЕГОРИЯ НИЗКОГО РИСКА - деятельность граждан и организаций в границах:

охранных зон природных парков;

охранных зон памятников природы.

П. 13. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска и низкого риска, относятся к категориям высокого риска, значительного риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается:

в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

в границах водно-болотного угодья международного значения;

в Арктической зоне Российской Федерации;

в акватории внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации;

в водоохраной зоне моря;

в границах территорий, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО и биосферного резервата ЮНЕСКО.

П. 14. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

П. 15. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 настоящего Положения к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к КАТЕГОРИЯМ ВЫСОКОГО РИСКА, ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА, СРЕДНЕГО РИСКА, УМЕРЕННОГО РИСКА, НИЗКОГО риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

П. 16. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА, СРЕДНЕГО РИСКА, УМЕРЕННОГО РИСКА, НИЗКОГО РИСКА соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1094 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания» п. 10-13

П. 10. Органы государственного надзора для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска): а) чрезвычайно высокий риск; б) высокий риск; в) значительный риск; г) средний риск; д) умеренный риск; е) низкий риск.

П. 11. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления государственного надзора:

а) к категории ВЫСОКОГО РИСКА - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира:

указанными в приложении I к Конвенции;

занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;

б) к категории СРЕДНЕГО РИСКА - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпункте "а" настоящего пункта:

указанными в приложениях II и III к Конвенции;

занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;

в) к категории НИЗКОГО РИСКА - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

П. 12. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, значительного, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину, осуществляющим деятельность по пользованию объектами животного мира, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.11статьями 8.298.33 - 8.36 и частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами органов государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов государственного надзора;

б) приговор, предусматривающий признание должностного лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющих деятельность по пользованию объектами животного мира, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 226 1 (в части особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов), 245 и 258 1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

П. 13. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения к категориям чрезвычайно высокого, значительного, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.


Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 «Об утверждении Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)» п. 13

П. 13. Критериями отнесения объекта контроля к категории риска являются:

а) для ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА - установление в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, факта причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе выразившегося в незаконной рубке деревьев, загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии на леса или в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшем возникновение лесного пожара) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

б) для УМЕРЕННОГО РИСКА - совершение в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, административного правонарушения без причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (статьи 8.5 2, 8.25 - 8.27, 8.31, 8.32 3, 8.45 1, часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

в) для НИЗКОГО РИСКА - отсутствие обстоятельств, предусмотренных для значительного и умеренного риска.