28 июня 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Росприроднадзора по Самарской области с участием представителей инспекторского состава.
В публичном мероприятии приняли участие представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правительства Самарской области, органов местного самоуправления, филиала «ЦЛАТИ по Самарской области», а также представители общественных экологических организаций и более 30 предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области.
Инспекторы Управления напомнили присутствующим, что Самарская область принимает участие в 6 федеральных проектах, составляющих национальный проект «Экология». В рамках проекта «Оздоровление Волги» планируется исполнить 35 мероприятий по сокращению доли сброса загрязненных сточных вод. В рамках проекта «Чистая вода» планируется выполнить мероприятия по строительству водопроводных сетей и модернизации очистных сооружений.
Отдельное внимание уделили результатам проводимой контрольно-надзорной деятельности и в своих выступлениях рассказали о типичных нарушениях в области экологического законодательства.
- несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (ст. 8.12.1 КоАП РФ);
- сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, либо с превышением установленных нормативов допустимых сбросов (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ);
- самовольное занятие водного объекта/его части или пользование их с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ).
Причинами и условиями, способствующими совершению правонарушения, являются пренебрежительный подход природопользоватей к правам иных категорий граждан, незнание природоохранного законодательства и гипертрофированное чувство права собственности.
2) К типичным нарушениям земельного законодательства и в области охраны недр относятся:
- добыча общераспространённых полезных ископаемых (песок и т.д.), добыча подземных вод без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);
- невыполнение условий по началу проведения ГРР и по срокам начала работ по добыче, нарушение правил охраны подземных водных объектов, нарушение проектных решений по обустройству нефтяных скважин, невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ);
- перекрытие плодородного слоя почвы минеральным грунтом и отходами производства и потребления, аварийные ситуации, приводящие к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами, сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
Организации обязаны незамедлительно сообщить в уполномоченные органы о факте розлива нефти вне зависимости от признания разлива ЧС (ст. 8.5 КоАП РФ).
Причиной, способствующей совершению правонарушения является пренебрежительный подход природопользоватей к необходимости получения лицензии на пользование недрами.
Инспекторы также напомнили, что одно из самых важных направлений национального проекта "Экология" — проект "Чистый воздух", в рамках которого до 2024 года планируется снизить уровень выбросов загрязняющих веществ на 20% в 12 самых проблемных с точки зрения экологии городах России. За реализацию данного направления отвечает Росприроднадзор.
3) К типичным нарушениям в области экологического законодательства относятся:
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и при размещении отходов производства и потребления;
- совершение указанных административных правонарушений повторно и в случаях, когда указанные деяния повлекли причинение вреда либо возникновение эпидемии или эпизоотии.
Законом ужесточены санкции за совершение административных правонарушений, а по значительной части административных правонарушений добавлено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 – 6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.21, ч. 1 – 3 ст. 8.22, ч. 1 – 6 ст. 8.23, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).
Природопользователи получили возможность задать интересующие вопросы, ответы на которые были даны в ходе мероприятия, а на наиболее сложные, требующие дополнительных проверок вопросы после рассмотрения в рабочем порядке инспекторы ответят в письменной форме.
По итогам проведения каждому из участников было предложено дать оценку качества проведенного мероприятия и оставить свои пожелания и предложения о деятельности Управления посредством заполнения анкеты. По предварительной оценке, большинство участников положительно оценили мероприятие, высказались за проведение аналогичных обсуждений.
Материалы прошедших выступлений, в том числе видеозапись и письменные ответы на поступившие вопросы будут размещены на сайте Управления в разделе "Природопользователям / Правоприменительная практика".
Читайте также