Росприроднадзор

 

Государственные услуги

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Краткое описание

Нормативные правовые акты

Частые вопросы

Категории получателей
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Кем предоставляется
Территориальные органы Росприроднадзора
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Способы получения услуги
В бумажном виде
В электронном виде
Госпошлина для физических лиц
Не предусмотрена
Госпошлина для юридических лиц
Не предусмотрена
Результат предоставления государственной услуги
Свидетельство о постановке объекта на учет или уведомление об отказе в постановке объекта на учет;
Свидетельство об актуализации сведений или уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте;
Свидетельство о снятии объекта с учета или уведомление об отказе в снятии объекта с учета;
Дубликат свидетельства (о постановке объекта на учет, об актуализации сведений, о снятии объекта с учета) или извещение об отказе в выдаче дубликата свидетельства

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТАНОВКИ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

rtf, 146.19 КБ

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

rtf, 1.07 МБ

Водный кодекс Российской Федерации

rtf, 436.17 КБ

Воздушный кодекс Российской Федерации

RTF, 595.42 КБ

О недрах

rtf, 652.18 КБ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

RTF, 1.9 МБ

Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (ред. от 20.10.2020) "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами"

rtf, 135.16 КБ

Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

rtf, 65.97 КБ

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"

rtf, 40.2 КБ

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

pdf, 711.34 КБ

Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (ред. от 17.09.2019) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522)

rtf, 468.36 КБ

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40808)

rtf, 43.25 КБ

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40963)

rtf, 77.4 КБ

Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2020 N 57808)

rtf, 162.76 КБ

Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (ред. от 10.05.2019) <Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды>

rtf, 458.81 КБ

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 (ред. от 30.10.2018) "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (вместе с "ТР ТС 001/2011. Технический регламент ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава", "ТР ТС 002/2011. Технический регламент ТС. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "ТР ТС 003/2011. Технический регламент ТС. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта")

rtf, 4.56 МБ

Федеральный закон от 02.08.2019 N 260-ФЗ "О регулировании отдельных отношений, связанных с искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в пределах российского сектора Каспийского моря, и о внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

rtf, 38.3 КБ

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха"

rtf, 279.02 КБ

Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

rtf, 317.89 КБ

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды"

rtf, 669.73 КБ

Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

rtf, 228.05 КБ

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020)

rtf, 563.88 КБ

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

rtf, 479.36 КБ

Перечень нормативно-правовых актов

docx, 33.78 КБ

Как поставить на государственный учет объект НВОС, расположенный на территории нескольких субъектов Российской Федерации?

Согласно пункту 19 Правил и пункту 15 Административного регламента в случае, если объект НВОС расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Как поставить на государственный учет строительные площадки?

Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству объекта капитального строительства, подпадает под приведенное в статье 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС. В ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, строительные площадки могут рассматриваться в качестве объекта НВОС и подлежат постановке на государственный учет с присвоением соответствующей категории в зависимости от уровня негативного воздействия такого объекта на окружающую среду. Основанием для постановки объекта негативного воздействия на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет (далее – Заявка), форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. При этом необходимо учитывать, что датой начала эксплуатации для строительной площадки будет считаться дата выдачи разрешения на строительство либо дата утверждения проектной документации. При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ. К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало выполнения строительных работ, влекущее за собой увеличение источников загрязнения окружающей среды, а также завершение таких работ. Актуализировать сведения об объекте НВОС в рассматриваемом случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС.

Кто должен ставить на государственный учет объекты НВОС, расположенные на территории лицензионных участков?

Объекты, предназначенные для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым право пользования соответствующим участком недр предоставлено лицензией на пользование недрами. Таким объектам присваивается I категория негативного воздействия. При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало работы мобильных буровых установок, начало работ по испытанию скважин, сервисному обслуживанию скважин, а также завершение таких работ. Актуализировать сведения об объекте НВОС в данном случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр. Таким образом, в целях обеспечения всесторонней, объективной и обоснованной проектными решениями оценки характера и объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр, идентификацию, постановку на государственный учет, актуализацию сведений, а также снятие с государственного учета объектов НВОС следует производить пользователю недр.

Нужно ли ставить на государственный учет морские и речные суда (суда служебно-вспомогательного флота)?

Согласно определениям основных понятий, применяемым в тексте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ: судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; морская плавучая платформа – судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр. Суда (за исключением морских плавучих платформ) относятся к транспортным средствам. Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлены следующие определения для понятий источников загрязнения окружающей среды: стационарный источник загрязнения окружающей среды – источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижной источник загрязнения окружающей среды – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Постановка на государственный учет передвижных источников загрязнения окружающей среды, которыми являются суда (за исключением морских плавучих платформ) действующим законодательством не предусмотрена, так как передвижные источники учитываются в составе основного объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Нужно ли ставить на государственный учет открытые стоянки, гаражи и подобные территории?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ технические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха. Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Как подать документы для получения государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору?

Согласно пункту 20 Административного регламента заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.fsrpn.ru с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА).

Каким способом можно получить результат предоставления государственной услуги?

В соответствии с пунктами 68, 77 и 85 Административного регламента получение заявителем результата предоставления государственной услуги осуществляется в зависимости от способа, указанного в заявительных документах: лично на руки; посредством почтового отправления; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как получить дубликат свидетельства?

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента для получения дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета заявитель направляет заявление о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины необходимости такой выдачи в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

В какие сроки предоставляется государственная услуга?

Сроки предоставления государственной услуги установлены пунктом 12 Административного регламента: а) постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 дней со дня поступления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет. В случае если при рассмотрении заявки установлено, что объект не соответствует Критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН), и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 64 Административного регламента); б) актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений и документов. В случае если при рассмотрении заявительных документов установлено, что объект не соответствует Критериям ФГЭН и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 73 Административного регламента); в) отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, отказ в актуализации сведений об объекте НВОС, отказ в снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации: - единое назначение; - неразрывная физическая или технологическая связанность. Неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.

Кому необходимо ставить на государственный учет объекты НВОС?

Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ и пункта 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, либо их уполномоченными представителями, действующими на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

Как присваивается категория объекту НВОС?

В заявке указывается декларируемая категория объекта НВОС. При этом статьей 4.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет. В Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила) не предусмотрено, что объекту НВОС присваивается именно та категория, которая была задекларирована в заявке. При этом на основании пункта 24 Правил в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. Если территориальный орган Росприроднадзора в ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности, указанной в заявке, пришел к выводу, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то объекту присваивается та категория, которая соответствует его хозяйственной деятельности и уровню негативного воздействия.

Нужно ли ставить на государственный учет открытые стоянки, гаражи и подобные территории?

<p> В соответствии со статьей 1 Закона № 96-ФЗ источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. </p> <p> Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона №96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. </p> <p> При отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха. </p> <p> Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС. </p>

  • Адыгея (Республика Адыгея)
  • Алтай (Республика Алтай)
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Башкортостан (Республика Башкортостан)
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Бурятия (Республика Бурятия)
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Дагестан (Республика Дагестан)
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Ивановская область
  • Ингушетия (Республика Ингушетия)
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкария (Кабардино-Балкарская Республика)
  • Калининградская область
  • Калмыкия (Республика Калмыкия)
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесия (Карачаево-Черкесская Республика)
  • Карелия (Республика Карелия)
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Коми (Республика Коми)
  • Костромская область
  • Краснодарский край (Кубань)
  • Красноярский край
  • Крым (Республика Крым)
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Магаданская область
  • Марий Эл (Республика Марий Эл)
  • Мордовия (Республика Мордовия)
  • Москва
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская область
  • Саха (Республика Саха (Якутия))
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Севастополь
  • Северная Осетия (Республика Северная Осетия — Алания)
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Татарстан (Республика Татарстан)
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тыва (Республика Тыва)
  • Тюменская область
  • Удмуртия (Удмуртская Республика)
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Хакасия (Республика Хакасия)
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Челябинская область
  • Чечня (Чеченская Республика)
  • Чувашия (Чувашская Республика)
  • Чукотка (Чукотский автономный округ)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область

В структуру Росприроднадзора входит 32 территориальных органа.

Выберите регион на карте, чтобы посмотреть подробную информацию о территориальном органе

Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия)

Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю

1042

Всего обращений за 2018 год