Росприроднадзор

 

Государственные услуги

Государственная услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня

Краткое описание

Нормативные правовые акты

Перечень объектов ГЭЭ Федерального уровня

Сведения о заседаниях экспертных комиссий

Сведения о проведенных экспертизах

Частые вопросы

Категории получателей
Физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги
Кем предоставляется
Центральный аппарат Росприроднадзора.
Территориальные органы Росприроднадзора, при наличии поручения центрального аппарата Росприроднадзора.
Способы получения услуги
В бумажном виде
Госпошлина для физических лиц
Не предусмотрена.
Оплата проведения государственной услуги осуществляется в соответствии со счетом и сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, подготовленными финансовым структурным подразделением Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы.
Госпошлина для юридических лиц
Не предусмотрена.
Оплата проведения государственной услуги осуществляется в соответствии со счетом и сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, подготовленными финансовым структурным подразделением Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы.
Заявители
Заявителями при предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее - государственная услуга) являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги.
Административные процедуры
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявления и материалов заявителя;
рассмотрение заявления и представленных материалов;
формирование и направление межведомственных запросов;
подготовка и издание приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
проведение государственной экологической экспертизы;
выдача заключения государственной экологической экспертизы.
Сроки оказания услуги
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено требованиями законодательства.
Основания для оказания гос. услуги
Основанием для оказания государственной услуги является направление заявителем следующих документов:
заявления, содержащего информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, подробной описи материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, а также документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174 «Об экологической экспертизе», в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительного заключения и (или) документов согласования исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в случае, если это предусмотрено требованиями законодательства);
заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами (в случае, если это предусмотрено требованиями законодательства);
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.».
Основания для отказа
Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы являются следующее:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям, направленном в соответствии с пунктом 41 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного приказом Минприроды России от 6 мая 2014 г. № 204;
письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.».
Результат предоставления государственной услуги
Заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 73.76 КБ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 408.62 КБ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 273.03 КБ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

docx, 759.21 КБ

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 127.6 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

docx, 42.21 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

docx, 67.48 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

docx, 40.64 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 59.98 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОМ ОБРАЩЕНИИ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

docx, 24.19 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

docx, 78.93 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 59.43 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 44.52 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ

docx, 20.95 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

docx, 109.33 КБ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, СОЗДАННЫХ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 40.78 КБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 1996 г. N 698 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

docx, 18.5 КБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2004 г. N 400 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2004 Г. N 370

docx, 28.66 КБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 г. N 87 О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ

docx, 67.08 КБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 сентября 2015 г. N 1029 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, К ОБЪЕКТАМ I, II, III И IV КАТЕГОРИЙ

docx, 19.12 КБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2018 г. N 800 О ПРОВЕДЕНИИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

docx, 23.72 КБ

ПРИКАЗ от 16 мая 2000 г. N 372 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

docx, 24.34 КБ

ПРИКАЗ от 23 сентября 2013 г. N 404 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ ТРУДА ВНЕШТАТНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

docx, 14.02 КБ

ПРИКАЗ от 6 мая 2014 г. N 204 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

docx, 49.3 КБ

ПРИКАЗ от 12 мая 2014 г. N 205 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТЫ РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

docx, 18.22 КБ

Образец заявления

docx, 15.33 КБ

Согласно федеральному закону от 13.07.2020 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» статья 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) дополнена подпунктом 7.9, согласно которому к объектам государственной экологической экспертизы отнесена проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации. При этом указанная проектная документация может быть отнесена к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с иными требованиями, определенными статье 11 Федерального закона № 174-ФЗ, а также являться объектом государственной экспертизы, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Прошу Вас разъяснить, будет ли являться проектная документация, определенная подпунктом 7.9 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня в отсутствии иных требований законодательства, определяющих обязательное проведение государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

<p> Федеральный закон от 13.07.2020 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» не содержит переходных положений, предусматривающих случаи, при которых необходимость проведения в отношении указанной проектной документации государственной экологической экспертизы отсутствует. С учетом изложенного проектная документация на объекты капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации, подлежит государственной экологической экспертизе вне зависимости<br> от проведения в отношении проектной документации иных экспертиз<br> или получения разрешительных документов на запланированную деятельность. </p>

Согласно Приказу Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 (далее – Приказ № 372), процедура ОВОС проводится в несколько этапов. Составление ТЗ на ОВОС осуществляется в ходе этапа уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение ОВОС. П. 4.3 Приказа № 372 содержит требования о сроках и месте доступности ТЗ на ОВОС. Вместе с тем ТЗ на проведение ОВОС является частью материалов ОВОС. Является ли отсутствие в публикациях сведений о сроках и месте доступности ТЗ на ОВОС нарушением, препятствующим проведению ГЭЭ?

В соответствии с положениями п.п. 1, 1.1 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон) ГЭЭ объектов, указанных в ст. 11 Закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона, установленному порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе, документации, подлежащей ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации утверждено приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение). Согласно п. 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения, в том числе о сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. В силу абзаца восьмого п. 3.1.2 Положения ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, относится в полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на соответствующей территории (абзац четвертый п. 1 ст. 9 Закона). На основании изложенного, публикация, содержащая сведения о сроках и месте доступности материалов по оценке воздействия на окружающую среду, может быть принята Росприроднадзором (территориальным органом Росприроднадзора) как соответствующая требованиям Положения только при наличии в составе представленных материалов информации органа местного самоуправления городского округа и муниципального района, являющегося организатором состоявшихся обсуждений, подтверждающей, что ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду являлось частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду, прошедших обсуждение.

Основные нарушения требований законодательства, выявляемые в ходе рассмотрения заявительных документов, проведенного в целях проверки полноты и достаточности в соответствии с п. 8 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698.

Основные нарушения Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение № 372), выявляемые в ходе рассмотрения заявительных документов, проведенного в целях проверки полноты и достаточности в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698: в нарушение требований пункта 4.3 Положения № 372 в представленных публикациях отсутствуют сведения о месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), о форме представления замечаний и предложений, а также о сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; в нарушение требований п. 4.3 Положения № 372 издания, публикации в которых представлены в составе заявительных документов, не являются официальным изданием федеральных органов исполнительной власти; официальным изданием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие; в нарушение требований п. 4.10 Положения № 372 протокол заседания общественных слушаний не подписан представителями граждан, общественных организаций (объединений), заказчика; в нарушение требований п. 4.10 Положения № 372 в представляемых материалах отсутствует подтверждение обеспечения заказчиком документирования предложений от граждан и общественных организаций в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения; в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», направляемые в электронном виде материалы представляются заказчиком без усиленной квалифицированной электронной подписи; в нарушение требований ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ; Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, в составе заявительных материалов отсутствует согласование Федерального агентства по рыболовству (территориального органа); отсутствие в составе заявительных документов разделов проектной документации объектов капитального строительства, определенных требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация, обосновывающая строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов

В соответствии с подпунктом 7.1 статьи 11 от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 406-ФЗ) в соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относились к землям ООПТ, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты – к категориям ООПТ. Статьей 2 Закона № 33-ФЗ установлены категории ООПТ, из числа которых Законом № 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены. В связи с этим, в настоящее время проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственной экологической экспертизе федерального уровня не подлежит.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация, обосновывающая строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории

В соответствии п.7.5 ст.11 Федерального закона № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. К объектам I категории могут быть отнесены только объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Понятие объекта, оказывающего НВОС определено ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которой объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, существуют 2 альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих): - единое назначение; - неразрывная физическая или технологическая связанность. Следовательно, если объект будет технологически неразрывно связан с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит государственной экологической экспертизе.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случае корректировки проектных решений

В соответствии пунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Таким образом, в силу положений указанного пункта статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ любое изменение, в том числе качественных и (или) количественных характеристик влечет необходимость проведения государственной экологической экспертизы.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случае если проектная документация подготовлена, согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019

Согласно п.10 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения п.7.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 01.01.2019, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 01.01.2019, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа. В соответствии с ч.2 ст.23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение № 118). Согласно п.5 Положения № 118 проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Приказом Роснедр от 21.04.2016 № 301 создана Центральная Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья и иной проектной документации Федерального агентства по недропользованию (далее – ЦКР Роснедр по УВС). Согласно п.24 Положения № 118 установлено, что технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация, прошедшие согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с Положением № 118, утверждаются пользователем недр. Таким образом, с учетом Положения № 118, а также Положения о ЦКР Роснедр по УВС, утвержденного приказом Роснедр от 21.04.2016 № 301, подтверждением того, что технический проект разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, подготовлена, согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, являются: протокол заседания ЦКР Роснедр по УВС, утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС и скрепленный печатью Роснедр до 01.01.2019, а также содержащий решение о согласовании указанной проектной документации; утвержденные до 01.01.2019 пользователем недр на основании данного протокола технический проект разработки месторождений полезных ископаемых либо иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользванием участками недр, в отношении нефти и природного газа.

Какой порядок досудебного обжалования решений и действий (бездействия) Росприроднадзора и его территориальных органов, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц?

Заявитель имеет право на обжалование решений и (или) действий (бездействия) Росприроднадзора (его территориальных органов), и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) Росприроднадзора (его территориальных органов) и (или) его должностных лиц, подаются с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Заявитель вправе обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: 1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; 2) нарушение срока предоставления государственной услуги; 3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; 4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя; 5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации; 7) отказ Росприроднадзора (его территориального органа) в исправлении допущенных опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора направляется руководителю Росприроднадзора. В Росприроднадзоре определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 (далее - Правила). В случае, если обжалуются решения руководителя Росприроднадзора, жалоба подается в Минприроды России. Жалоба рассматривается Росприроднадзором (его территориальным органом) в порядке, предусмотренном Правилами и Административным регламентом. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Росприроднадзора, Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Прием жалоб в письменной форме осуществляется в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. Жалоба должна содержать: 1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о местонахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу; 4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба, поступившая в Росприроднадзор (его территориальный орган), подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Росприроднадзором или его территориальным органом. В случае обжалования отказа Росприроднадзора (его территориального органа) и (или) его должностного лица в приеме документов заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют. По результатам рассмотрения жалобы Росприроднадзор (его территориальный орган) принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Росприроднадзор (его территориальный орган) отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях: а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям; б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы. Росприроднадзор (его территориальный орган) вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются: а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе; б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; г) основания для принятия решения по жалобе; д) принятое по жалобе решение; е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным должностным лицом. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации. Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в том числе в форме электронных документов. Информирование заявителя о порядке подачи и рассмотрения жалобы, а также результатах рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 7 Административного регламента

Каким образом провести процедуру общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы во время ограничительных мер, связанных с нераспространением коронавирусной инфекции и после отмены такого периода (особого распоряжения)? Требуется ли повторная публикация в официальных изданиях?

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор и его территориальные органы организуют и проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента № 239) на территории Российской Федерации в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно установлены нерабочие дни. Вместе с тем согласно Указу Президента № 239 федеральные государственные органы, в том числе Росприроднадзор в указанный период продолжают свое функционирование. Таким образом, экспертными комиссиями, образуемыми приказами Росприроднадзора (территориальных органов Росприроднадзора), при проведении государственной экологической экспертизы в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 осуществляются административные процедуры, предусмотренные в рамках предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Проведение оценки воздействия на окружающую среду, включая формы, сроки и последовательность общественных обсуждений в указанных целях, осуществляется на основании Федерального закона № 174-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в порядке, определенном Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение № 372). Пунктом 1.1 Положения № 372 установлено, что общественные обсуждения это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Положением № 372 и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе такой оценки. Как правило, в составе направляемых в целях предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы материалов заявителями чаще всего представляются материалы общественных слушаний. Вместе с тем обсуждения объектов государственной экологической экспертизы могут проводиться также в формах опроса, референдума и других формах. При этом согласно пункту 4.10 Положения № 372 заказчиком должно быть обеспечено принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. За дополнительной информацией по вопросам, связанным с проведением общественных обсуждений, Вы можете также обратиться также в адрес органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

Каков общий порядок предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 (далее – Положение № 698), и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 (далее – Административный регламент). В соответствии с пунктами 33 и 37 Административного регламента заявители имеют право направить заявление и материалы заявителя почтовым отправлением, представить их лично или направить в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи, соответствующей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Почтовый адрес для направления документов и обращений в Росприроднадзор: ул. Б. Грузинская, д. 4/6, Д-242, ГСП-5, Москва, 123995. Место нахождения экспедиции Росприроднадзора: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6. Телефон для справок: 8 (499) 254-84-77. Для проведения государственной экологической экспертизы заявитель представляет в Росприроднадзор документацию в объеме, определенном статьей 14 Федерального закона № 174-ФЗ, в том числе содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизы, а также материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду, включая сроки и последовательность общественных обсуждений в указанных целях, определены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона № 174-ФЗ начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям статьи 14 Федерального закона № 174-ФЗ. В соответствии с пунктом 9 Положения № 698 уведомление заказчика о необходимости оплаты проведения ГЭЭ в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения такого уведомления осуществляется при соответствии представленных материалов установленным требованиям.

Стоимость проведения государственной экологической экспертизы

Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с Порядком определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 № 205 и Порядком оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.09.2013 № 404.

Перечень документов необходимых для проведения государственной экологической экспертизы

Перечень документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, определен ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

Необходимо ли проведение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей создание новых мест захоронения усопших (кладбищ)

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, организовывать и проводить которую согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, уполномочен Росприроднадзор, определен ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Документация, обосновывающая создание новых мест захоронения усопших (кладбищ), а также реконструкция действующих мест захоронения усопших (кладбищ), в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы не является.

Подлежит ли государственной экологической экспертизы любая деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море

Из абзаца второго части 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ) следует, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Пунктом 3 ст.34 Закона № 155-ФЗ установлен открытый перечень объектов ГЭЭ, в соответствии с которым объектами ГЭЭ являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. Таким образом, документация, обосновывающая любую планируемую (намечаемую) деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании ст.34 Закона № 155-ФЗ.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе документация, обосновывающая перевод земельных участков из земель одной категории в другую

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня определен ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ). Документация, обосновывающая перевод земельных участков из земель одной категории в другую, не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня согласно ст.11 Закона № 174-ФЗ

Подлежит ли деятельность в морском порту государственной экологической экспертизе

Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относят также объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ». Положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 155-ФЗ определено, что к внутренним морским водам относятся в том числе воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. При этом согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона № 155-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы являются в том числе документы и (или) документация, имеющие отношение к созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов. В случае, если в соответствии с критериями, установленными ст.4 Закона № 261-ФЗ, а также приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.11.2017 № 475 «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры морского порта» объект капитального строительства, включающий в себя комплекс различного рода сооружения, является объектом инфраструктуры морского порта, то соответствующая проектная документация, обосновывающая строительство его в морском порту является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, определенным пунктом 7 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

Необходимо ли проведение государственной экологической экспертизы, на стадии реализации объекта

Согласно позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации изложенной в письме от 23.08.2019 № 75/1-598-2019 положениями ст. 3 Закона закреплена обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта государственной экологической экспертизы. Вместе с тем положения действующего законодательства не исключают возможности проведения государственной экологической экспертизы в дальнейшем. Учитывая изложенное обязанность проведения государственной экологической экспертизы до момента фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимости выполнения таких требований, если реализация объекта государственной экологической экспертизы уже осуществляется

Подлежат ли государственной экологической экспертизе проекты технической документации на новую технику, технологию использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, в случае окончания срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы

Согласно п. 5 ст. 11 от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежит проект технической документации на новую технику, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду. Под новой техникой и технологией, веществами согласно позиции Минприроды России от 14.02.2018 № 05-12-44/4582 понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества. Правовые основания для утраты заключением государственной экологической экспертизы юридической силы определены п.5 ст.18 Закона. Учитывая изложенное, Росприроднадзор сообщает, что необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечению срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы может быть обусловлена внесением изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также если объект государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация, обосновывающая строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов

В соответствии с подпунктом 7.1 статьи 11 от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 406-ФЗ) в соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относились к землям ООПТ, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты – к категориям ООПТ. Статьей 2 Закона № 33-ФЗ установлены категории ООПТ, из числа которых Законом № 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены. В связи с этим, в настоящее время проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственной экологической экспертизе федерального уровня не подлежит.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация, обосновывающая строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории

В соответствии п.7.5 ст.11 Федерального закона № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. К объектам I категории могут быть отнесены только объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Понятие объекта, оказывающего НВОС определено ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которой объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, существуют 2 альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих): - единое назначение; - неразрывная физическая или технологическая связанность. Следовательно, если объект будет технологически неразрывно связан с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит государственной экологической экспертизе.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случае корректировки проектных решений

В соответствии пунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Таким образом, в силу положений указанного пункта статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ любое изменение, в том числе качественных и (или) количественных характеристик влечет необходимость проведения государственной экологической экспертизы.

Подлежит ли государственной экологической экспертизе проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случае если проектная документация подготовлена, согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019

Согласно п.10 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения п.7.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 01.01.2019, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 01.01.2019, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа. В соответствии с ч.2 ст.23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение № 118). Согласно п.5 Положения № 118 проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Приказом Роснедр от 21.04.2016 № 301 создана Центральная Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья и иной проектной документации Федерального агентства по недропользованию (далее – ЦКР Роснедр по УВС). Согласно п.24 Положения № 118 установлено, что технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация, прошедшие согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с Положением № 118, утверждаются пользователем недр. Таким образом, с учетом Положения № 118, а также Положения о ЦКР Роснедр по УВС, утвержденного приказом Роснедр от 21.04.2016 № 301, подтверждением того, что технический проект разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, подготовлена, согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, являются: протокол заседания ЦКР Роснедр по УВС, утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС и скрепленный печатью Роснедр до 01.01.2019, а также содержащий решение о согласовании указанной проектной документации; утвержденные до 01.01.2019 пользователем недр на основании данного протокола технический проект разработки месторождений полезных ископаемых либо иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользванием участками недр, в отношении нефти и природного газа.

Какой порядок досудебного обжалования решений и действий (бездействия) Росприроднадзора и его территориальных органов, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц?

Заявитель имеет право на обжалование решений и (или) действий (бездействия) Росприроднадзора (его территориальных органов), и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) Росприроднадзора (его территориальных органов) и (или) его должностных лиц, подаются с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Заявитель вправе обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: 1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; 2) нарушение срока предоставления государственной услуги; 3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; 4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя; 5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации; 7) отказ Росприроднадзора (его территориального органа) в исправлении допущенных опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора направляется руководителю Росприроднадзора. В Росприроднадзоре определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 (далее - Правила). В случае, если обжалуются решения руководителя Росприроднадзора, жалоба подается в Минприроды России. Жалоба рассматривается Росприроднадзором (его территориальным органом) в порядке, предусмотренном Правилами и Административным регламентом. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Росприроднадзора, Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Прием жалоб в письменной форме осуществляется в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. Жалоба должна содержать: 1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о местонахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу; 4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба, поступившая в Росприроднадзор (его территориальный орган), подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Росприроднадзором или его территориальным органом. В случае обжалования отказа Росприроднадзора (его территориального органа) и (или) его должностного лица в приеме документов заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют. По результатам рассмотрения жалобы Росприроднадзор (его территориальный орган) принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Росприроднадзор (его территориальный орган) отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях: а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям; б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы. Росприроднадзор (его территориальный орган) вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются: а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе; б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; г) основания для принятия решения по жалобе; д) принятое по жалобе решение; е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным должностным лицом. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации. Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в том числе в форме электронных документов. Информирование заявителя о порядке подачи и рассмотрения жалобы, а также результатах рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 7 Административного регламента

  • Адыгея (Республика Адыгея)
  • Алтай (Республика Алтай)
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Башкортостан (Республика Башкортостан)
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Бурятия (Республика Бурятия)
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Дагестан (Республика Дагестан)
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Ивановская область
  • Ингушетия (Республика Ингушетия)
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкария (Кабардино-Балкарская Республика)
  • Калининградская область
  • Калмыкия (Республика Калмыкия)
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесия (Карачаево-Черкесская Республика)
  • Карелия (Республика Карелия)
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Коми (Республика Коми)
  • Костромская область
  • Краснодарский край (Кубань)
  • Красноярский край
  • Крым (Республика Крым)
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Магаданская область
  • Марий Эл (Республика Марий Эл)
  • Мордовия (Республика Мордовия)
  • Москва
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская область
  • Саха (Республика Саха (Якутия))
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Севастополь
  • Северная Осетия (Республика Северная Осетия — Алания)
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Татарстан (Республика Татарстан)
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тыва (Республика Тыва)
  • Тюменская область
  • Удмуртия (Удмуртская Республика)
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Хакасия (Республика Хакасия)
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Челябинская область
  • Чечня (Чеченская Республика)
  • Чувашия (Чувашская Республика)
  • Чукотка (Чукотский автономный округ)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область

В структуру Росприроднадзора входит 32 территориальных органа.

Выберите регион на карте, чтобы посмотреть подробную информацию о территориальном органе

Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия)

Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю

1042

Всего обращений за 2018 год