Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Последнее обновление: 12.02.2024

Часто задаваемые вопросы

При строительстве, реконструкции каких объектов федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется Росприроднадзором?

В соответствии с п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

Кем и в какие сроки подается извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в Росприроднадзор?

В соответствии с положениями п. 10 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанного в п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», направляется застройщиком или техническим заказчиком в Росприроднадзор или его территориальный орган не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства

По какой форме направляется извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в Росприроднадзор?

Извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства направляется по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 № 107.

Какие документы прикладываются к извещению о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направляемому в Росприроднадзор?

В соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) к извещению о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:

копия разрешения на строительство;

проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Что является предметом федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого в отношении строительства, реконструкции объекта капитального строительства?

Предмет федерального государственного экологического контроля (надзора) установлен п. 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.20221 № 1096.

О независимой оценке соблюдения обязательных требований, предусмотренной в статье 54 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле) федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, и требования к такой независимой оценке.

Федеральные законы, регулирующие осуществление видов контроля, проводимых Росприроднадзором (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), не предусматривают независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Экологический аудит, экологическая сертификация, указанные в статьях 1, 31 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не являются оценкой соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований по смыслу статьи 54 Закона о контроле.

В этой связи Росприроднадзором не может применяться статья 54 Закона о контроле.

Порядок действий в случае отсутствия на форме подачи жалобы услуги «Жалоба на решение контрольных органов» ЕПГУ информации о проверках в отношении контролируемого лица?

Подробная инструкция с порядком действий в случае отсутствия на форме подачи жалобы услуги «Жалоба на решение контрольных органов» ЕПГУ информации о проверках в отношении контролируемого лица располагается здесь.

В какой орган необходимо представлять информацию об объектах, включенных в региональный реестр и подлежащих федеральному надзору?

В соответствии с пунктами 31, 16 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение о ФГЭН):

при осуществлении федерального государственного экологического надзора в части видов надзора, определенных пунктом 7 перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, применяется риск-ориентированный подход;

в целях применения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного экологического надзора в соответствии с перечнем видов надзора, указанных в пункте 31 Положения о ФГЭН, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Таким образом, если по конкретному виду государственного надзора применяется риск-ориентированный подход, то объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, должны быть присвоены соответствующие категории риска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Таким образом, в случае, если в отношении объектов осуществляется федеральный государственный экологический надзор, декларации и отчеты направляются в территориальный орган Росприроднадзора.

Надо ли актуализировать сведения об объектах НВОС на основании требований пункта 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон
№ 7-ФЗ) ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 28, 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572):

федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору;

региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона
№ 7-ФЗ;

при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

На основании пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, в Законе № 7-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Правила № 572 также не предусматривают актуализацию таких сведений для всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых одним лицом, в случае отнесения хотя бы одного из таких объектов к федеральному государственному экологическому надзору. В настоящее время актуализация сведений в реестрах на основании пункта 7.1 статьи 65 Закона № 7-ФЗ не предусмотрена.

Будет ли нарушением движение/стоянка автотранспорта по грунтовой дороге в водоохранной зоне. Что означает фраза «твердое покрытие»?

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу движения и стоянки транспортных средств в водоохранной зоне сообщает. Согласно пункту 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) в границах водоохраных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В соответствии с правилами дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 к твердым покрытиям дорог отнесены асфальтобетонные и цементобетонные, каменные материалы и тому подобное. Согласно постановлению Росстата от 25.09.2007 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 г.» к твердому покрытию дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). В этой связи под термином «специально оборудованные места, имеющих твердое покрытие» для стоянки и движения автотранспортных средств, подразумевается земельный участок, имеющий твердое покрытие, а также оборудованный сооружениями, обеспечивающими охрану прилегающих земельных участков и водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. За нарушение режима использования прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, установленного ст. 65 Водного кодекса РФ, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1 2 3

Показано 1 - 10 из 24