Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Последнее обновление: 12.02.2024

Часто задаваемые вопросы

Какие документы подтверждают выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2023 год?

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») подтверждается: - договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; - актами утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ).

Форма акта утилизации для производителей и импортеров утверждена приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров», зарегистрированным Минюстом России 25.03.2022, регистрационный № 67922.

Сроки предоставления отчетности в 2024 году за отчетный 2023 год?

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за период с 1 января по 31 декабря 2023 года представляются производителями товаров, импортерами товаров до 15 апреля 2024 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора за отчетный период 2023 года осуществляются до 15 апреля 2024 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Применение положений Закона № 89-ФЗ о понижающем коэффициенте и перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации, при подаче отчетности за отчетный 2023 год?

В соответствии с пунктом 13 статьи 24.2 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
(в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон) (далее - Закон
№ 89-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

Согласно пункту 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) в случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Пунктом 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) не распространяется на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ).

Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) не применяются.

Обращаем внимание, что согласно примечанию 9 к форме декларация
о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417
«Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств», документами, подтверждающими использование при производстве упаковки вторичного сырья, являются первичные учетные документы, товарно-сопроводительные, включая нормативно-технические, документы, которые
в обязательном порядке должны содержать информацию о виде материалов,
из которых сделана упаковка (упаковочные материалы), и доле вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (упаковочных материалов).

Кто становится обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае производства товаров, входящих в перечень товаров, под заказ третьего лица?

Учитывая позицию, изложенную в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2017 № 09-47/8797 «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров», на организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в перечень товаров, и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Выполнение нормативов в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, исполняется производителями, импортерами упаковки, которая в этом случае для них является товаром. В случае, если производство товара осуществляется под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведённую продукцию принадлежит третьему лицу – заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. В случае если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.

Какая административная ответственность предусмотрена за невыполнение установленных нормативов утилизации?

Административная ответственность установлена за: неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ; представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.

Возникает ли обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров в случае импорта их для собственных нужд или в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов)?

В случае, если товары, упаковка товаров импортируются/производятся не в целях их последующей реализации, а для собственных нужд, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры и производители товаров ответственность в части уплаты экологического сбора и представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год и расчета суммы экологического сбора не несут. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 868 внесены изменения в Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Положение о декларировании), в части дополнения примечания «10» о том, что в случае реализации производителями/импортерами товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, включенных в перечень, или для производства колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в графе «примечание» отражается информация о товарах, которые исключаются из декларируемого количества. Одновременно отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.