Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Как получить разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов

В соответствии с п. 5.5.(13) Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор согласовывает заявления о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, а также оформляет другие разрешительные документы в случаях, предусмотренных положениями
о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются
запреты или ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Трансграничное перемещение отходов по территории Российской Федерации (ввоз отходов на территорию Российской Федерации, транзит отходов по территории Российской Федерации, вывоз отходов с территории Российской Федерации) регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением (далее – Базельская конвенция), Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» (далее – Правила), Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение ЕЭК № 30) и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558
(далее – Административный регламент № 558).

Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30 и разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов согласно приложению № 7 к Решению ЕЭК № 30
(далее – Положение) устанавливает порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30.

Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов
на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Таким образом, ввоз на территорию Российской Федерации и (или) вывоз
с территории Российской Федерации опасных отходов осуществляется на основании лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которая предоставляется на основании заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора.

Вместе с тем, Правила № 442 также устанавливают порядок ввоза отходов
на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории, включенных в приложения № 1 и № 2 к Правилам № 442.

В соответствии с пояснениями к разделам 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2
к Решению ЕЭК № 30, для целей использования разделов необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими
и химическими характеристиками) товара.

Также согласно пояснениям, к приложению № 1 и № 2 Правил № 442 принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками).

Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в рамках Административного регламента № 558, где установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.

Пунктом 3 Административного регламента № 558 установлено,
что заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять трансграничное перемещение отходов: ввоз
на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации
и транзит отходов через территорию Российской Федерации.

Для принятия решения о необходимости получения (не получения) разрешения на трансграничное перемещение отходов заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 Правил № 442,
пунктом 15 Положения № 7 и пунктами 13, 14 Административного регламента № 558.

Также Росприроднадзор в рамках рассмотрения комплекта документов согласно п. 79 Административного регламента № 558, имеет возможность принять решение об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов при условии представления полного комплекта документов
в соответствии с указанными выше положениями нормативных документов.

При этом, информирование заявителя, в соответствии с п. 79 Административного регламента № 558, о том, что отход(ы) не включен(ы) в разделы 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2 к Решению ЕЭК № 30, а также в приложения № 1
и 2 к Правилам № 442 и их трансграничное перемещение не подлежит государственному регулированию согласно требованиями Базельской конвенции, осуществляется по результатам рассмотрения материалов, подаваемых заявителем для получения разрешения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов.

Также сообщаем, что пунктом 27 Административного регламента № 558 установлено, что за выдачу разрешения на трансграничное перемещение отходов взимается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» по адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs/

По вопросу уведомления компетентных органов иностранных государств о трансграничном перемещении опасных отходов

Пунктом 1 статьи 6 Базельской конвенции установлено, что государство экспорта уведомляет или требует от производителя или экспортера уведомлять в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентные органы заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов. В подобных уведомлениях должны содержаться заявления и информация, предусмотренные в приложении VА Базельской конвенции, на языке, приемлемом для государства импорта. Каждому заинтересованному государству достаточно направлять одно уведомление.

В соответствии с пунктами 88-96 Административного регламента № 558 Росприроднадзор осуществляет уведомление заинтересованных иностранных государств и органов государственной власти Российской Федерации
о трансграничном перемещении отходов.

Формы уведомления о трансграничной перевозке опасных отходов, документа о перевозке для трансграничных перевозок/поставок отходов, а также инструкция
по их заполнению установлены Решением 8-го совещания Конференции Сторон Базельской конвенции № BC-VIII/18.

Возможно ли вернуть государственную пошлину в случае отказа в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов или в случае принятия решения об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов

Порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги
по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов определены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденным
приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558 (далее – Административный регламент № 558).

Согласно пункту 8 Административного регламента № 558 результатом предоставления государственной услуги является:

1)                выдача разрешения на трансграничное перемещение отходов
(далее – Разрешение) либо уведомления об отказе в выдаче Разрешения;

2)      выдача дубликата Разрешения либо уведомления об отказе в выдаче дубликата Разрешения;

3)      исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных
в результате предоставления государственной услуги документах и выдача нового Разрешения либо выдача уведомления об отказе в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок.

Согласно пункта 79 Административного регламента № 558 Росприроднадзором принимается одно из решений, в том числе согласно подпункту 2 указанного выше пункта Административного регламента № 558 об отказе в выдаче Разрешения – при выявлении:

намерения вывоза отходов с территории Российской Федерации в государство, не являющееся стороной Базельской конвенции (кроме государств, не являющихся стороной Базельской конвенции, но заключивших с Российской Федерацией договор о трансграничном перемещении отходов);

намерения ввоза на территорию Российской Федерации или транзита по территории Российской Федерации отходов, указанных в разделе 1.2 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень), утвержденного Решением ЕЭК № 30, и в Приложении 2 к Правилам № 442;

несоответствия указанных в заявлении отходов отходам, указанным в контракте, представление контракта (договора) на поставку с истекшим сроком действия, представление сертификата соответствия с истекшим сроком действия;

несоответствия сроков действия документов поставки (контракта, договора, инвойса) предполагаемому сроку ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) отходов;

несоответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и текстового описания заявленных к трансграничному перемещению отходов, указанных в разделах 1.2 и 2.3 Перечня;

отсутствия необходимости получения Разрешения в случаях, когда отход(ы) не включен(ы) в разделы 1.2 и 2.3 Перечня, а также в приложения 1 и 2 к Правилам № 442 трансграничного перемещения отходов и их трансграничное перемещение не подлежит государственному регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции;

отсутствия технических и технологических возможностей для использования отходов, ввозимых на территорию Российской Федерации.

Отказ в выдаче Разрешения, согласно пункту 8 Административного регламента № 558, является одним из результатов предоставления государственной услуги.

Согласно пункту 27 Административного регламента № 558 за предоставление государственной услуги по выдаче Разрешения взимается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 29 Административного регламента № 558 в случае выдачи отказа в предоставлении государственной услуги возврат государственной пошлины не осуществляется.