Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора

Индык
Александр
Сергеевич

Начальник Управления

Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора

Саркисян Нина Алексеевна

Начальник отдела

Отдел надзора на море и за водными ресурсами

Ковалинская Любовь Михайловна

Начальник отдела

Отдел земельного надзора

Третьяков Сергей Михайлович

Начальник отдела

Отдел организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности

Федорова Виктория Константиновнна

Начальник отдела

Отдел технологического нормирования и повышения экологической эффективности

Основными задачами Управления являются:

Организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного экологического надзора во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Участие в мероприятиях по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении
к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Участие в планировании проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Участие в планировании мероприятий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации.

Участие в реализации полномочий, предусмотренных федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Участие в реализации национальных и федеральных проектов, относящихся к компетенции Управления.

Единый телефон:

(499) 673-36-54

Фактический адрес:

119002, г. Москва, Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 2

Белова Елена Ивановна

Приемная

Телефон:

(499) 673-36-54

Отдел надзора на море и за водными ресурсами

Саркисян Нина Алексеевна

Начальник отдела

Вопросы надзора на море и за водными ресурсами

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99174

E-mail:

voda@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Антонова Светлана Ивановна

Заместитель начальника отдела

Вопросы надзора на море и за водными ресурсами

Телефон:

(499) 254-50-72 доб. 99-248

E-mail:

voda@rpn.gov.ru

Отдел земельного надзора

Ковалинская Любовь Михайловна

Начальник отдела

Вопросы земельного надзора

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-176

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Канавин Евгений Юрьевич

Главный специалист-эксперт

Вопросы контроля расчета вреда

Телефон:

(499)254-50-72, доб. 99274

E-mail:

kanavin.eyu@rpn.gov.ru

Иванкина Екатерина Анатольевна

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы земельного надзора

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-213

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

Позднякова Ирина Алексеевна

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы земельного надзора

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99279

E-mail:

pozdnyakova.ia@rpn.gov.ru

Отдел надзора, координации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха

Сухорукова Елена Александровна

Начальник отдела

Вопросы надзора в области охраны атмосферного воздуха и промышленных выбросов

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-179

E-mail:

sukhorukova.ea@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Сильянова Антонина Дмитриевна

Заместитель начальника отдела

Сдача отчетности по форме 2 ТП (воздух)

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-252

E-mail:

silyanova.ad@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Коваль Марина Анатольевна

Советник

Вопросы нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-253

E-mail:

koval.ma@rpn.gov.ru

Попова Надежда Сергеевна

Консультант

Внедрение систем автоматического контроля выбросов, вопросы проверки отчетности о выбросах парниковых газов

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-263

E-mail:

popova.ns@ rpn.gov.ru

Соболева Анастасия Александровна

Главный специалист-эксперт

Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в области охраны атмосферного воздуха

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99175

E-mail:

soboleva.aa@rpn.gov.ru

Рыбакова Анастасия Станиславовна

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы осуществления ПЭК в области охраны атмосферного воздуха; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды действия НМУ; сдача отчетности по форме 2 ТП (воздух)

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99254

E-mail:

rybakova.as@ rpn.gov.ru

Отдел организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности

Третьяков Сергей Михайлович

Начальник отдела

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-171

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Никулин Сергей Сергеевич

Заместитель начальника отдела

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-177

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Портнов Артем Александрович

Советник

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99244

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Манузина Ирина Олеговна

Главный специалист-эксперт

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-249

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Шехматова Евгения Ивановна

Главный специалист-эксперт

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-239

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Кукленков Алексей Владимирович

Главный специалист-эксперт

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-242

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

Анисимов Антон Юрьевич

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499 254-50-72, доб. 99-257

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

Каминская Анна Михайловна

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99261

E-mail:

proverka@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Отдел контроля расчета вредов и организации федерального государственного экологического надзора при строительстве

Лощев Сергей Николаевич

Заместитель начальника отдела

Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99180

E-mail:

Loshev.sn@ rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Неботова Юлия Васильевна

Главный специалист-эксперт

Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99237

E-mail:

nebotova.yuv@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Тесовский Дмитрий Владимирович

Главный специалист-эксперт

Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99260

E-mail:

tesovskii.dv@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Губанков Дмитрий Вячеславович

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы согласования ППЛРН

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99236

E-mail:

Gubankov.dv@rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Голубев Даниил Вячеславович

Ведущий специалист-эксперт

Вопросы согласования ППЛРН

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99235

E-mail:

Golubev.dv@ rpn.gov.ru

пн-пт

09:00-18:00

Отдел технологического нормирования и повышения экологической эффективности

Федорова Виктория Константиновнна

Начальник отдела

Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-271

E-mail:

fedorova.vk@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Ткаченко Мария Владимировна

Заместитель начальника отдела

Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-238

E-mail:

Tkachenko.mv@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Евдокимов Павел Артемьевич

Главный специалист-эксперт

Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99246

E-mail:

evdokimov.pa@rpn.gov.ru

пн-пт

9:00-12:00 и 13:00-18:00

Должна ли представляться природопользователями в территориальные органы Росприроднадзора проектная документация, в которой указаны мероприятия по рекультивации нарушенных земель, если данная проектная документация прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение?
Проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с лицами, перечисленными в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила, Проект). Исключением являются Проекты, подготовленные в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а также Проекты, подлежащие до их утверждения государственной экологической экспертизе. Утверждается Проект в соответствии с пунктом 24 Правил в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомления о согласовании Проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы Проекта. Уведомление об этом с приложением утвержденного Проекта направляются, в том числе в Росприроднадзор (кроме случаев проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Лица, обеспечившие проведение рекультивации земель, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель направляют, в том числе в Росприроднадзор уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта (пункт 31 Правил).
Необходимо ли производить расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в случае поступления в почву загрязняющих веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды?
«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах исчисляется по формуле, установленной пунктом 5 Методики. Одной из составляющей формулы является степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв и рассчитывается по пункту 6 Методики. При этом пунктом 6 Методики установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества) в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации i-го загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения. Так, в случае отсутствия установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества), степень загрязнения будет зависеть от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве на загрязненном участке к значению концентрации i-го загрязняющего вещества с незагрязненного участка (к фоновой пробе). Таким образом, Методикой установлен порядок расчета вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, предельно допустимые концентрации содержания в окружающей среде которых законодательством не установлены. Кроме того, пункт 6 Методики не содержит исключений в области своего применения – указания на вещества, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствуют. Ссылка на Перечень в пункте 6 Методики также отсутствует. Из этого следует, что законодательством установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось. Учитывая изложенное, отсутствие ряда загрязняющих веществ в Перечне не является основанием для вывода об отсутствии причинении вреда окружающей среде в случае их привнесения.
Если в целях устранения экологического ущерба, загрязнения почв, нарушителем в добровольном порядке за свой счет проведены восстановительные (рекультивационные) мероприятия, правомерно ли предъявление нарушителю требования о возмещении вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»?
В соответствии с статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. В соответствии со статьей 78 Закона №7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушителем законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме. Аналогично согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса). Исходя из смысла части статьи 1064 Кодекса, каждый из выбранных способов является достаточным для возмещения вреда как такового. Следовательно, в случае если вред возмещен в натуре, то основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют. Рассматривая судебную практику о возмещении вреда окружающей среде, в большом количестве арбитражных судебных актов различных инстанций рекультивация земель рассматривается как один из способов возмещения вреда (возмещение в натуре), затраты на ее проведение засчитываются в счет компенсации вреда в денежном выражении, а при полном восстановлении ответчиками почв в исках о возмещении вреда суды отказывают. Пунктом 2.1 статьи 78 Закона №ФЗ-7 предусмотрено принятие порядка учета понесенных лицом, причинившим вред окружающей среда, затрат по устранению такого вреда. Однако, на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что зачастую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении вреда причиненного окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами. Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты.
Просим сообщить позицию Росприроднадзора о возможности выдать разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы в порядке, определенном пунктом 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, не смотря на принятие основных нормативных правовых актов, реализующих норму закона о получении комплексного экологического разрешения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) допускается выдача или переоформление разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона. В силу части 1.1 статьи 11 Закона (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) разрешениями устанавливаются лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Предоставление государственной услуги по выдаче или переоформлению разрешений на сбросы осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее – Административный регламент). Согласно пункту 19 Административного регламента для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы заявитель представляет согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы по форме согласно Приложению 3 к Административному Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается). План снижения сбросов подлежит согласованию территориальным органом Росприроднадзора при соответствии формы и содержания плана, а также прилагаемых к нему материалов требованиям Административного регламента (в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации). В соответствии с частью 8.2 статьи 11 Закона (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, комплексных экологических разрешений планы снижения сбросов признаются программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Просим пояснить порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы для объектов II категории, а также возможность установления указанных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного в установленном порядке.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов II категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории производят расчет нормативов допустимых сбросов согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон). Расчеты нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333. При этом расчет НДС, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к Декларации на основании пункта 3 статьи 22 Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона при невозможности соблюдения НДС действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы. Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешениями на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок выдачи разрешений на временные сбросы законодательством не установлен. В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Закона в случае невозможности соблюдения НДС юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на период поэтапного достижения НДС разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации согласно требованиям пункта 11 статьи 67.1 Закона. Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды». Выдача разрешений на временные сбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возможна после утверждения порядка выдачи указанных разрешений. Также на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ) планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона. В этой связи установление временно разрешенных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного до 01.01.2019, возможно только для организаций, осуществляющих водоотведение.
Наша организация является абонентом централизованных систем водоотведения, разработали план снижения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и направили на согласование в территориальный орган Росприроднадзора, где план не был принят на рассмотрение. Просим дать разъяснение причин отказа.
Вопросы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) и отнесены к компетенции Минстроя России. В рамках реализации изменений Закона, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ), абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раз, обязаны в течение 90 календарных дней разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям отнесения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору). Согласно части 5 статьи 30.1 Закона № 225-ФЗ требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов (далее – Требования) устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени Требования не установлены. Таким образом, до установления Правительством Российской Федерации Требований, рассмотрение и согласование Росприроднадзором планов снижения сбросов абонентов централизованных систем водоотведения не представляется возможным.
Нашей организацией в адрес территориального органа Росприроднадзора был направлен проект нормативов допустимых сбросов (НДС) для объектов III и IV категорий, где проект не был принят на рассмотрение. Просим дать разъяснение причин отказа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, производят расчет нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, при наличии таких веществ в сбросах на основании статьи 22 Закона, разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и представляют отчет о его выполнении на основании пункта 11 статьи 67.1 Закона, а также представляют отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на основании пункта 7 статьи 67 Закона. Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории. Таким образом, согласование и утверждение нормативов допустимых сбросов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III и IV категорий, Законом не предусмотрено.
Можно ли производить стоянку/движение автотранспорта в водоохранной зоне?
Согласно пункту 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс Российской Федерации) в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В соответствии с правилами дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 к твердым покрытиям дорог отнесены асфальтобетонные и цементобетонные, каменные материалы и тому подобное. Согласно постановлению Росстата от 25.09.2007 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере ЖКХ, услуг и транспорта на 2008 г.» к твердому покрытию дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). В этой связи под термином «специально оборудованные места, имеющих твердое покрытие» для стоянки и движения автотранспортных средств, подразумевается земельный участок, имеющий твердое покрытие, а также оборудованный сооружениями, обеспечивающими охрану прилегающих земельных участков и водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. За нарушение режима использования прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, установленного статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо ли согласовывать разработанные проекты величин нормативов допустимых сбросов с территориальным органом Росприроднадзора?
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) расчет нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Пунктом 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ установлено, что для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду, осуществляющих сброс радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) рассчитываются нормативы допустимых сбросов. Однако согласование и утверждение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти нормативов допустимых сбросов, рассчитанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II, III категорий негативного воздействия на окружающую среду, Законом № 7-ФЗ не предусмотрено. В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) допускается возможность выдачи и переоформления разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ. Разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. Таким образом, территориальные органы Росприроднадзора рассматривают проекты величин нормативов допустимых сбросов, направляемые Федеральным агентством водных ресурсов, для принятия решения об их согласовании или отказе в согласовании, рассчитанные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, в целях установления нормативов допустимых сбросов в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246.
Просим разъяснить, может ли организация осуществлять сброс ливневых сточных вод на рельеф местности при отсутствии возможности производить сброс в водные объекты или использовать локальные гидротехнические сооружения?
Порядок выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади законодательством не определен. В отношении проектирования иных сбросов очищенных сточных вод следует учитывать нормы законодательства в области охраны окружающей среды и земельного законодательства. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду статьей 34 Закона № 7 закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель установлена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проведения мероприятий по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Таким образом, сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в централизованную систему водоотведения (канализацию). В настоящее время оформление разрешительных документов на такие виды сбросов законодательством урегулировано. За нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрена административная ответственность, установленная главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможно ли после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицом, осуществляющим деятельность на объекте I категории?

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014
№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) допускается возможность выдачи и переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Статьей 11 Закона предусматривается выдача и переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, до получения ими комплексных экологических разрешений, в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона.

Согласно пункту 12 Административного регламента Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утверждённого приказом Минприроды России от 06.07.2020 № 776, для установления нормативов допустимых выбросов (далее – НДВ) и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет в том числе проект НДВ.

Расчет НДВ осуществляется в соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055.
Согласно указанному Положению разрешение на выбросы загрязняющих веществ, (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), выдается одновременно с установлением НДВ и временно разрешенных выбросов.
Методика, определяющая порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждена приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

Учитывая изложенное, с 1 января 2019 года юридические лица
и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, и до получения ими комплексных экологических разрешений, вправе получить или переоформить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующими правовыми актами, регламентирующими порядок их выдачи и переоформления. Росприроднадзор устанавливает НДВ, временно разрешенные выбросы и выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.

Прошу разъяснить положения действующего законодательства в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, за исключением радиоактивных, для объектов негативного воздействия на окружающую среду II категории и необходимо ли получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на расчет нормативов допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферу для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах II категории?
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация). Форма Декларации утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью)». Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с Методикой, определяющей порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее – Методика № 581), и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Согласно пункту 11 Методики № 581 расчеты нормативов допустимых выбросов осуществляются в том числе на основании сведений о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
Прошу разъяснить порядок установления нормативов выбросов для объектов III категории негативного воздействия.

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов
(далее – НДВ) не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности).

Расчет НДВ и временно согласованных выбросов для указанный веществ осуществляется в соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055.

Согласно п. 10 указанного положения для объектов III категории НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.

Методика, определяющая порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждена приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

 

Какие документы необходимо предоставлять одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории?

В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация) представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с Методикой, определяющей порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность
на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством
в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов в Декларацию.

Одновременно с этим согласно пунктам 2 и 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, разрабатывают
и утверждают программу производственного экологического контроля
(далее – ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК, представляют отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о программе ПЭК согласно разделу VII Формы является неотъемлемой частью Декларации, которая предоставляется хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

На основании каких нормативно-правовых актов территориальный орган Росприроднадзора рассматривает декларацию о воздействии на окружающую среду?
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация). Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен порядок рассмотрения Декларации и приложенных к ней сведений (за исключением случаев представления в составе Декларации сведений, отнесенных к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну) при ее подаче. Проверка задекларированных сведений осуществляется в рамках государственного экологического надзора, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». За непредставление Декларации или представление недостоверной информации, содержащейся в Декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Когда наступает необходимость предоставления декларации о воздействии на окружающую среду для объекта, относящегося к II категории, при наличии действующих разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ?
Согласно части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ (временно согласованные выбросы), разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Какие документы необходимо предоставлять одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду для объекта, относящегося к II категории?
В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация) представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2020 № 1118. Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов в Декларацию. Одновременно с этим согласно пунктам 2 и 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК, представляют отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о программе ПЭК согласно разделу VII формы декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденной приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509, является неотъемлемой частью Декларации, которая предоставляется хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
Просим разъяснить, для каких объектов негативного воздействия необходимо осуществлять производственный экологический контроль (ПЭК) и какую документацию он предусматривает?
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее – ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Согласно пункту 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее – Приказ № 74) утверждены требования к содержанию программы ПЭК (далее – Требования), а также сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК. Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 утверждена форма данного отчета. В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Приказу № 74 отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК предоставляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Согласно Требованиям программа ПЭК должна содержать сведения об инвентаризации выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, отходов производства и потребления и объектов их размещения (далее – инвентаризация). При проведении инвентаризации, предусмотренной программой ПЭК, необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» (для организаций, осуществляющих водоотведение, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты); Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов»; Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Какие методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут применяться в настоящее время при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и установлении предельно допустимых выбросов?

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Перечень методик расчета) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил, определено, что формирование и ведение Перечня методик расчета осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

В соответствии с требованиями пункта 5 Порядка ведение Перечня методик расчета включает в том числе размещение и обновление Перечня на официальном сайте Минприроды России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/.

Также необходимо отметить, что даже после включения всех необходимых методик расчета выбросов в Перечень методик расчета данный Перечень нельзя будет считать окончательным (закрытым) ввиду непрерывного развития отраслей промышленности, что, в свою очередь, также требует актуализации существующих или разработки новых методик расчета выбросов.

Являются ли действительными результаты проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет нормативов допустимых выбросов, а также отчет о результатах проведения производственного экологического контроля, отчетность по форме № 2 ТП (воздух) с применением при определении показателей выбросов расчетным методом методик (методов) измерений, не вошедших в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета?

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, проведенной
по ряду выявленных на предприятии источников загрязнения расчетными методами на основании методик расчета выбросов загрязняющих веществ, будут являться легитимными, если дата проведения инвентаризации не позднее даты подписания распоряжения Минприроды России о внесении сведений о методиках расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Перечень методик расчета.

Учитывая, что результаты проведения расчета нормативов допустимых выбросов, отчета о результатах проведения производственного экологического контроля, а также статистическая отчетность по форме № 2 ТП (воздух) основаны на результатах проведенной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с применением методик (методов) измерений, не вошедших в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, то такая документация является не действительной.

Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее – Приказ) утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу Приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.

Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных пунктом 42 Порядка, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.

Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.

Условия корректировки данных инвентаризации или проведения новой инвентаризации выбросов указаны в разделе VI Порядка.

Таким образом, с вступлением в силу приказа Минприроды России № 341 от 31.07.2018 (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 52502) по утверждению Порядка формирования и ведения Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Порядок) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующие объекты НВОС, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, не вошедшие в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, возникла обязанность в корректировке данных инвентаризации в течении одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.

Каким образом в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля отражаются сведения, полученные в результате контроля источников выбросов расчетным способом?

При заполнении таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденную приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261, для веществ, значения выбросов которых определены расчетными методами контроля, в графе 8 «Фактический выброс, г/с» целесообразно указывать значения, полученные расчетными методами, в графе 10 указывать дату проведения контроля расчетным методом, а в графе 12 сделать примечание о том, что объем выбросов определен расчетным методом с указанием использованной методики выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому веществу.

Применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками должны быть внесены в соответствующий Перечень методик расчета, формируемый Минприроды России в порядке, установленном приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

Каким образом осуществляется формирование перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках производственного экологического контроля в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно
с территориальными органами федерального органа исполнительной власти
в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают
и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность
на объектах I, II и III категорий разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В составе программы производственного экологического контроля согласно подпункту 9.1 пункта 9 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России
от 28.02.2018 № 74, для объектов, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 23 Закона № 96-ФЗ, разрабатывается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов
и методик измерений.

План-график наблюдений должен содержать: адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения; перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ; методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, в соответствии с установленным Требованиями порядком.

Таким образом, включению в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, подлежат объекты I, II и III категорий, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 7 Положения о государственном мониторинге состояния
и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, Росгидромет при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует с Росприроднадзором - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля
в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора,
а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

Соглашением о сотрудничестве Росприроднадзора и Росгидромета предусмотрена ежегодная актуализация перечней таких объектов территориальными органами Росприроднадзора и их согласование с территориальными органами Росгидромета.

Какой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников?

В соответствии с позицией 57.2 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, Росприроднадзор является субъектом официального статистического учета по оценке выбросов вредных веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам транспорта.

 
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) производится Росприроднадзором на основании данных, представленных в адрес центрального аппарата Росприроднадзора от МВД России, ОАО «РЖД», АО «АК «ЖДЯ» и ФГУП «КЖД» в соответствии с распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 № 6-р «Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников» (в редакции распоряжения Росприроднадзора от 13.12.2019 № 37-р).

 
Расчетная методика учитывает количество зарегистрированного автотранспорта, типы автотранспорта и используемое ими топливо, а также сведения о количестве израсходованного топлива для железнодорожного транспорта и сернистость топлива.

 
Представление Росприроднадзором информации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников по городам Российской Федерации не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

 
Информация об объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за 2019, 2020 и 2021 годы по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации представлена по ссылке.

Необходимо ли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий при условии, что на территориях осуществления деятельности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют посты государственного мониторинга атмосферного воздуха?

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерально закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)
I, II и III категорий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – мероприятия при НМУ), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования
к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).

Согласно пункту 12 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов на объектах НВОС I, II и III категорий в случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 Требований.

Вместе с тем, порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок) установлен приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

Порядком определенно, что заинтересованными лицами в числе прочих являются и юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 9 Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом (территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии) на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.

Представляемая уполномоченным органом в соответствии с Порядком информация о НМУ включает, в том числе, наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ, период (дата и время), в который ожидаются НМУ, а также степень опасности НМУ.

Таким образом, указанными нормативными правовыми актами не установлены ограничения по разработке мероприятий при НМУ для объектов НВОС I, II и III категорий, расположенных в городских или иных поселениях, где отсутствуют посты государственного мониторинга атмосферного воздуха.

Необходимо ли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, если в точках формирования наибольших приземных концентраций при их увеличении на 20%, 40%, 60% выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не превышают гигиенические нормативы?

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС) I, II и III категорий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – мероприятия при НМУ), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования
к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 12 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов на объектах НВОС I, II и III категорий в случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 Требований.

Пунктом 6 Требований определены основания для разработки мероприятий
при НМУ, в которые входят, в том числе результаты расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

Учитывая, что для НМУ 1, 2, 3 степеней опасности, по которым расчетные приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащих нормированию
в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами объектов НВОС
в контрольных точках, при увеличении таких концентраций на 20%, 40%, 60%
не превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) (с учетом групп суммации), соблюдение условий, приведенных в пункте 10 Требований, не обеспечивается. Следовательно, разработка мероприятий при НМУ не требуется.

Вместе с тем Росприроднадзор отмечает, что выполнение/невыполнение конкретных мероприятий при НМУ, а также обоснованность отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждаются по результатам государственного экологического надзора, посредством проведения плановых, внеплановых, документарных и выездных проверок, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также административных расследованиях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прошу разъяснить порядок осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в частности способов определения точек замеров, их периодичности и списка контролируемых веществ)?

Письмо Росприроднадзора от 06.07.2022 № РН-09-03-31/22285 об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха

Каким образом осуществляется разработка технического решения по устройству автомобильных дорог и стоянок в водоохранной зоне?
Возможно ли определение АСПАВ в сточных водах по ПНД Ф 14.1:2.4.15-95 «Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовой концентрации анионных поверхностно-активных веществ в питьевых, поверхностных и сточных водах экстракционно-фотометрическим методом»?
Каким образом осуществляется исчисление актуального на расчетный год коэффициента индексации, учитывающего инфляционную составляющую экономического развития?
Требуется ли оснащение источника сброса автоматическими средствами измерений и учета показателей сброса на объекте I категории в случае сброса сточных вод в водный объект в объеме 100 м3/сут?
Каким органом исполнительной власти осуществляется согласование точки сброса сточных вод в водные объекты?