Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Управление государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия

Чеботарева
Дарья
Михайловна

Начальник Управления

Управление государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия

Прокофьев Александр Александрович

Начальник отдела

Отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами

Гусева Юлия Андреевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Отдел надзорной деятельности в области обращения с отходами

Фатеева Наталья Юрьевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Отдел регулирования и нормирования в области обращения с отходами

Моргунов Петр Александрович

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Отдел разрешительной деятельности в области сохранения биоразнообразия

На Управление возложено решение следующих основных задач:

обеспечение соблюдения основных принципов и требований законодательства Российской Федерации при осуществлении функций, возложенных на Управление;

реализация полномочий Службы, в том числе:

  • осуществление федерального государственного экологического надзора в пределах компетенции Управления;

  • контроль за выполнением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в пределах компетенции Управления;

  • координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

  • осуществление деятельности Службы по выдаче разрешительной документации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.


Электронная почта:

Фактический адрес:

119002, г. Москва, Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 2

Приемная

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-169

E-mail:

10upr@rpn.gov.ru

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами

Прокофьев Александр Александрович

Начальник отдела

Трансграничное перемещение отходов; трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; ФККО; паспортизация отходов

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-152

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-255 (99-154; 99-205; 99-150; 99-153; 99-206; 99-207)

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела (трансграничное перемещение отходов):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-154

Контакты отдела (трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-206, 99-153

Контакты отдела (ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-154

Контакты отдела (лицензирование деятельности по сбору):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-205

Контакты отдела (лицензирование деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; ФККО; паспортизация отходов):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-205, 99-153

Контакты отдела (реестр утилизаторов)

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-205, 99-207

Отдел надзорной деятельности в области обращения с отходами

Гусева Юлия Андреевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Государственный надзор в области обращения с отходами, ведение ГРОРО, отчетность по форме №2-ТП (отходы), территориальные схемы в области обращения с отходами, региональные операторы по обращению с ТКО, согласование проектов работ по ликвидации накопленного вреда

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-157

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела (ГРОРО, 2-ТП, надзор):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-156 (99-210; 99-234; 99-155)

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел регулирования и нормирования в области обращения с отходами

Фатеева Наталья Юрьевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Нормирование, расширенная ответственность производителей/импортеров

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-161

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела (нормирование, расширенная ответственность производителей/импортеров):

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-159 (99-214; 99-160; 99-267; 99-272; 99-243)

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел разрешительной деятельности в области сохранения биоразнообразия

Моргунов Петр Александрович

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Рассмотрение заявлений и подготовка разрешительных документов в сфере сохранения биоразнообразия

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-165

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-168 (99-216; 99-233; 99-163; 99-166; 99-264; 99-167)

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Сорокина Инна Олеговна

Советник

Взаимодействие по Конвенции СИТЕС

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-168

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира

Городилова Юлия Геннадьевна

Начальник отдела

Государственный лесной контроль (надзор) в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения; федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, за исключение использования животных в культурно-зрелищных целях; контроль переданных полномочий в области охраны и использования животного мира и охоты

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-232

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 254-50-72, доб. 99-231, 99-219, 99-162

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Вопросы паспортизации отходов I-IV классов опасности и подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности

Ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц возложена обязанность по осуществлению отнесения отходов
к конкретному классу опасности и подтверждению такого отнесения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составлению паспорта отходов I - IV классов опасности.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее – Порядок № 1026).

Согласно пунктам 3-5 Порядка № 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности
к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России
от 08.12.2020 № 1027 (далее – Порядок № 1027).

Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах.

П. 5 Порядка № 1027 установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов
к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Согласно п. 3 и 4 Порядка № 1027 отходы считаются не включенными
в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма)
с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России
от 04.12.2014 № 536.

Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.

Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008
№ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.

Пункты 8, 9 Порядка № 1026 определяют случаи для переоформления паспорта отхода I - IV классов опасности.

Переоформление паспортов отходов I - IV классов опасности, составленных
до вступления в силу Порядка № 1026 и оформленных согласно требованиям и форме правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, не требуется.

Дополнительно сообщаем, что Порядок № 1026 не предусматривает направление паспортов отходов I - IV классов опасности в Росприроднадзор.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить хранение составленных согласно требованиям и форме Порядка № 1026 паспортов отходов, а также документов и материалов, подтверждающих отнесение отхода
к конкретному классу опасности.


Какие документы и материалы необходимо иметь хозяйствующему субъекту для подтверждения образования отхода V класса опасности

Хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуются отходы V класса опасности, необходимо наличие документов, подтверждающих компонентный состав и иные классификационные признаки образуемых отходов.

Таким документом может быть, в том числе, результат биотестирования отхода, подтверждающий класс опасности, в установленном порядке.


О необходимости оформления паспортов отходов I-IV классов опасности для всех структурных подразделений юридического лица

Статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять, в том числе, составление паспорта отхода I - IV классов опасности.

Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I - IV классов опасности» утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026
(далее – Порядок № 1026).

В случае, если отходы, образующиеся у юридического лица на каждой из площадок (филиалов, обособленных подразделений, отдельных производственных территорий) идентичны по всем классификационным признакам, оформление паспортов отходов I-IV классов опасности на каждую из таких площадок
не требуется.

Обращаем внимание, что типовые формы паспортов отходов I-IV классов опасности, включенных и не включенных в ФККО, содержат графу «Адрес (адреса) фактического осуществления деятельности».

О вступлении в силу приказа Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи
с государственной регистрацией Минюстом России приказа Минприроды России от 09.12.2020 № 1038 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере предоставления государственных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2021, регистрационный № 62644) (далее – приказ Минприроды России
№ 1038) сообщает следующее.

Приказом Минприроды России № 1038 признается утратившим силу, среди прочих, приказ Минприроды России от 01.07.2016 № 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2016, регистрационный № 43019) (далее – приказ Минприроды России № 379).

В соответствии с пунктом 3 приказа от 29.05.2020 № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован
в Минюстом России 08.07.2020, регистрационный № 58871) (далее – приказ Росприроднадзора № 585, Административный регламент) настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минприроды России № 379.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации
от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказ Минприроды России № 1038 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 02.03.2021, номер опубликования № 0001202103020036.

Приказ Росприроднадзора № 585 вступает в силу с 13.03.2021, в связи с чем обращаем внимание на порядок разграничения полномочий при предоставлении государственной услуги между центральным аппаратом и территориальными органами Росприроднадзора, установленный пунктами 8-11 Административного регламента.

Так, в соответствии с пунктом 8 Административного регламента центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги
в части:

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов
I-II классов опасности;

размещения отходов I - IV класса опасности;

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.

Территориальные органы Росприроднадзора, в соответствии с пунктом 9 Административного регламента, предоставляют государственную услугу
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.

В случае, если заявителем планируется осуществление видов работ, указанных одновременно в пунктах 8 и 9 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.

Передача территориальному органу Росприроднадзора полномочий
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, отнесенных к полномочиям двух и более территориальных органов, осуществляется поручением Руководителя (заместителя Руководителя) Росприроднадзора, подготовленным на основании мотивированной служебной записки соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росприроднадзора.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений
в Административный регламент в целях приведения его в соответствие
с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» в Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343
«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Таким образом, приказ Росприроднадзора № 585 применяется в части,
не противоречащей действующему законодательству.


О вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что с 01.01.2021 Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании № 1062) утратило силу в соответствии с п. 25 Приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».

Вместе с тем, с 01.01.2021 вступило в силу постановление
Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее – Положение о лицензировании № 2290).

Положением о лицензировании № 2290 изменены как отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату),
так и отдельные требования к перечню предоставляемой соискателем лицензии (лицензиатом) информации, необходимой для получения (переоформления) лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
(далее – деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности).

Пунктом 5 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую соискателям лицензии необходимо указать в заявление
о предоставлении лицензии для ее получения.

Пунктом 7 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую лицензиату необходимо указать в заявлении
о переоформлении лицензии для ее переоформления.

Так, подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании № 2290, а также подпунктом «б» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлены требования для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

При этом обращаем внимание, что указанные выше пункты 5 и 7 Положения
о лицензировании № 2290 не содержат требований о представлении
соискателем лицензии реквизитов или лицензиатом сведений о наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Подпункты «в», «г» и «д» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290 содержат лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии,
а также к лицензиату при намерении или осуществлении работ по обработке отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности
и обезвреживании отходов I-IV классов опасности, соответственно.

Так, указанные выше пункты содержат, в том числе, требования о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании, при выполнении работ по обработке, утилизации, обезвреживании отходов I-IV классов опасности, специализированного мобильного оборудования (установок) в случае, если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

При этом подпунктами «в», «г» и «д» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлено, что при намерении осуществлять лицензируемый
вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному
в лицензии, при выполнении работ с применением мобильного оборудования (установок) указание в заявлении о переоформлении лицензии реквизитов
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, не требуется.

Также в подпункт «г» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290,
при намерении или осуществлении соискателем лицензии (лицензиатом) работ
по утилизации отходов I-IV классов опасности включено требование о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом
от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии
с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом подпункты «г» пунктов 5 и 7 Положения о лицензировании
№ 2290 также содержат требования о представлении в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии на деятельность в области обращении с отходами соискателем лицензии (лицензиатом) информации о реквизитах положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».


О разъяснении по вопросу указания в лицензии конкретного адреса осуществления вида деятельности при использовании мобильных установок

Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее – Положение № 2290).

В Законе № 99-ФЗ установлено требование о необходимости включения
в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 15).

В силу п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать
с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения
о предоставлении лицензии.

Указанные положения Закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений
п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности с использованием (перемещение) установки (мобильной и/или стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, соискателю лицензии (лицензиату) необходимо указывать конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ и Положения № 2290.

Следовательно, в случае осуществления деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности
(в том числе, с использованием специализированного оборудования, установок, техники (мобильного и (или) стационарного) на конкретных земельных участках, которые имеют адреса или другие позволяющие идентифицировать объект данные, действие лицензии будет распространяться только на конкретный адрес, указанный в лицензии.


О разъяснении по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории субъектов Российской Федерации

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), лицензирующей деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны основные определения в области обращения с отходами, в том числе, транспортированием отходов является перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации,
в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ, а также
в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Вместе с тем, пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию, в том числе, сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности
(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения лицензиата.

Также ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Указанные положения Федерального закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении хозяйствующего субъекта осуществлять деятельность,
не связанную с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), привязка к месту осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется исходя
из понятия места осуществления лицензируемого вида деятельности, установленного п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ, которое, в том числе, определяет, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения хозяйствующего субъекта.

Таким образом, в случае осуществления деятельности, не связанной
с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), действие лицензии будет распространяться
на всю территорию Российской Федерации

При этом требования ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ, устанавливающие для лицензиата уведомительный порядок лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, не распространяются на лицензии, выданные лицензирующими органами федерального значения.


Как получить разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

Росприроднадзор принимает участие в государственном регулировании трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, определенных списками А, В, С, D, Е раздела 1.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень), и списками С, F раздела 2.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее – Решение № 30).

Помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии, выдаваемой Минпромторгом России.

Ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется по лицензии Минпромторга России, выдаваемой с учетом, в том числе, разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45.

Заявитель самостоятельно определяет категорию планируемого к ввозу товара в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованиями, указанными в соответствующих разделах Решения № 30.

Сроки и последовательность административных процедур определены Административным регламентом Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 № 811
(далее – Административный регламент).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции приведен в п. 13 Административного регламента и п. 17 Приложения № 20 к Решению № 30.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче заключения определены п. 24 Административного регламента.

В соответствии с п. 13 Административного регламента для получения заключения заявитель на каждый вид озоноразрушающего вещества либо вид продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, классифицируемый в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), представляет заявление о выдаче заключения.

Согласно п. 26 Административного регламента за предоставление государственной услуги по выдаче заключения взимается государственная пошлина в соответствии с пп. 78 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предоставление государственной услуги осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.


Как получить разрешение на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ

Росприроднадзор во исполнение п.п. 5.5(13) и 5.3.17 Положения
о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400,
и распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт
и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов
в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями
о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами», принимает участие в государственном регулировании ввоза в Российскую Федерацию и (или) транзита через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, приведённых в разделе 2.13 приложения № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение ЕЭК № 30) и разделе III Номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 930 «Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических веществ и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 № 278».

Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30, а также разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.

Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30, установлен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ согласно приложению № 19 к Решению ЕЭК № 30 (далее – Положение № 19).

Согласно пункту 3 Положения № 19 ввоз ядовитых веществ осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением ЕЭК от 06.11.2014 № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением ЕЭК от 16.05.2012 № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства-члена Евразийского экономического союза при прибытии ядовитых веществ на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которая предоставляется на основании заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора.

Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ (далее – Разрешения), включенных в раздел 2.13 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30, в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом Росприроднадзора от 05.07.2021 № 410 (далее – Административный регламент № 410).

Для получения разрешения на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ заявитель на каждый вид ядовитого вещества, в отношении которого введено регулирование ввоза представляет в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным п. 14 Административного регламента № 410, с учетомп. 16 Положения № 19.

Пунктом 28 Административного регламента № 410 установлено, что за предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» по адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs


Как получить разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов

В соответствии с п. 5.5.(13) Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор согласовывает заявления о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, а также оформляет другие разрешительные документы в случаях, предусмотренных положениями
о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются
запреты или ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Трансграничное перемещение отходов по территории Российской Федерации (ввоз отходов на территорию Российской Федерации, транзит отходов по территории Российской Федерации, вывоз отходов с территории Российской Федерации) регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением (далее – Базельская конвенция), Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» (далее – Правила), Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение ЕЭК № 30) и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558
(далее – Административный регламент № 558).

Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30 и разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов согласно приложению № 7 к Решению ЕЭК № 30
(далее – Положение) устанавливает порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30.

Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов
на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Таким образом, ввоз на территорию Российской Федерации и (или) вывоз
с территории Российской Федерации опасных отходов осуществляется на основании лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которая предоставляется на основании заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора.

Вместе с тем, Правила № 442 также устанавливают порядок ввоза отходов
на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории, включенных в приложения № 1 и № 2 к Правилам № 442.

В соответствии с пояснениями к разделам 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2
к Решению ЕЭК № 30, для целей использования разделов необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими
и химическими характеристиками) товара.

Также согласно пояснениям, к приложению № 1 и № 2 Правил № 442 принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками).

Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в рамках Административного регламента № 558, где установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.

Пунктом 3 Административного регламента № 558 установлено,
что заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять трансграничное перемещение отходов: ввоз
на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации
и транзит отходов через территорию Российской Федерации.

Для принятия решения о необходимости получения (не получения) разрешения на трансграничное перемещение отходов заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 Правил № 442,
пунктом 15 Положения № 7 и пунктами 13, 14 Административного регламента № 558.

Также Росприроднадзор в рамках рассмотрения комплекта документов согласно п. 79 Административного регламента № 558, имеет возможность принять решение об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов при условии представления полного комплекта документов
в соответствии с указанными выше положениями нормативных документов.

При этом, информирование заявителя, в соответствии с п. 79 Административного регламента № 558, о том, что отход(ы) не включен(ы) в разделы 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2 к Решению ЕЭК № 30, а также в приложения № 1
и 2 к Правилам № 442 и их трансграничное перемещение не подлежит государственному регулированию согласно требованиями Базельской конвенции, осуществляется по результатам рассмотрения материалов, подаваемых заявителем для получения разрешения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов.

Также сообщаем, что пунктом 27 Административного регламента № 558 установлено, что за выдачу разрешения на трансграничное перемещение отходов взимается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» по адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs/
По вопросу уведомления компетентных органов иностранных государств о трансграничном перемещении опасных отходов

Пунктом 1 статьи 6 Базельской конвенции установлено, что государство экспорта уведомляет или требует от производителя или экспортера уведомлять в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентные органы заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов. В подобных уведомлениях должны содержаться заявления и информация, предусмотренные в приложении VА Базельской конвенции, на языке, приемлемом для государства импорта. Каждому заинтересованному государству достаточно направлять одно уведомление.

В соответствии с пунктами 88-96 Административного регламента № 558 Росприроднадзор осуществляет уведомление заинтересованных иностранных государств и органов государственной власти Российской Федерации
о трансграничном перемещении отходов.

Формы уведомления о трансграничной перевозке опасных отходов, документа о перевозке для трансграничных перевозок/поставок отходов, а также инструкция
по их заполнению установлены Решением 8-го совещания Конференции Сторон Базельской конвенции № BC-VIII/18.

Возможно ли вернуть государственную пошлину в случае отказа в выдаче заключения?

Сроки и последовательность административных процедур определены Административным регламентом Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов)
на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 № 811
(далее – Административный регламент).

Согласно п. 26 Административного регламента за предоставление государственной услуги по выдаче заключения взимается государственная пошлина в соответствии с пп. 78 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 8 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

1)      выдача заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции или уведомление об отказе в выдаче заключения;

2)      выдача дубликата заключения.
Необходимо ли получать заключение при ввозе/вывозе озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в/из стран ЕАЭС?

Росприроднадзор принимает участие в государственном регулировании трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, определенных списками А, В, С, D, Е раздела 1.1 Перечня товаров,
в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень), и списками С, F раздела 2.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.

Сроки и последовательность административных процедур определены Административным регламентом Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 № 811.

В соответствии со статьей 1 Соглашения о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза (Заключено в г. Бурабай 29.05.2015) (далее – Соглашение) настоящее Соглашение регулирует отношения, связанные с перемещением по таможенной территории Союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в разделах 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», а также связанные с учетом озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств Сторон.

Согласно статьям 6, 7 Соглашения перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого компетентным органом по единой форме, утверждаемой решением Евразийской экономической комиссии.

Заключение (разрешительный документ) выдается заявителю в порядке
и сроки, установленные законодательством государств Сторон.

Заключение (разрешительный документ) на вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции выдается компетентным органом государства Стороны, из которого предполагается их вывоз, при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз таких веществ и продукции, выданного компетентным органом государства Стороны, в которое предполагается ввоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Таким образом, при вывозе в страны Таможенного союза из Российский Федерации или ввозе в Российскую Федерацию из стран Таможенного союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции необходимо наличие заключения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции.
По вопросу испытательных лабораторий, аккредитованных на производство анализов галогеносодержащих углеродов и углеводородов, о наличии или отсутствии озоноразрушающих веществ в продукции

Росприроднадзор принимает участие в государственном регулировании трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, определенных списками А, В, С, D, Е раздела 1.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и списками С, F раздела 2.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30, на основании Административного регламента Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденного приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 № 811 (далее – Административный регламент).

Согласно подпункту 8 пункта 13 Административного регламента к заявлению о выдаче заключения прилагается, в том числе, заключение химико-аналитической лаборатории, аккредитованной на производство анализов галогеносодержащих углеродов и углеводородов, о наличии или отсутствии озоноразрушающих веществ в продукции (в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений).

Вопросы, касающиеся аккредитации испытательных лабораторий, находятся в ведении Федеральной службы по аккредитации согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845.

Информация об аккредитованных лабораториях и аттестатах аккредитации размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.
Какую отчетность и куда необходимо предоставлять в случае осуществления деятельности с озоноразрушающими веществами?

Росприроднадзор принимает участие в государственном регулировании трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции, определенных списками А, В, С, D, Е раздела 1.1 Перечня товаров,
в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и списками С, F раздела 2.1 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее –Решение № 30).

Сроки и последовательность административных процедур определены Административным регламентом Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 № 811 (вступил в силу 11.12.2021).

Согласно пункту 19 Приложения № 20 к Решению № 30, заявитель, получивший заключение (разрешительный документ), ведет учет озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, указанной в списке D раздела 1.1 единого перечня, и ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в согласующий орган государства, на территории которого он зарегистрирован, отчет о ввозе, вывозе и использовании озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

В отчётности, предусмотренной пунктом 19 Приложения № 20 к Решению № 30, необходимо также указывать реквизиты заключений (разрешительных документов), на основании которых был осуществлен ввоз/вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.».

Согласно пункту 6 Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», в целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации:

а) ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ;

б) представляют ежегодно, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля,
в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по форме согласно приложению № 1.

Где найти информацию о выданных заключениях?
Информация о выданных заключениях на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции размещена на официальном сайте Росприроднадзора (Главная / Открытая служба / Открытые данные) по адресу: https://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-ozone-break в формате XLS (XLSX).
Как получить заключение о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения

Росприроднадзор осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, в том числе выполняет функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать
в установленной сфере деятельности заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения.

Порядок выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе
и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения утверждены приказом Минприроды России от 09.09.2011 № 732 (далее – Порядок № 732).

Сроки и последовательность процедур по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения определены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 436 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями являются российские и иностранные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие право распоряжения товаром, либо их уполномоченные представители.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, оформленной
в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги, определен пунктом 14 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен пунктом 23 Административного регламента.

Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту предполагаемого уничтожения товаров.

Возможно ли вернуть государственную пошлину в случае отказа в выдаче разрешения на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ

Порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги
по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, определены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным приказом Росприроднадзора от 05.07.2021 № 410 (далее – Административный
регламент № 410).

Пунктом 28 Административного регламента № 410 установлено, что
за предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на ввоз
в Российскую Федерацию ядовитых веществ взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 9 Административного регламента № 410 установлено, что результатом предоставления государственной услуги является:

1) выдача разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (далее - Разрешение), или уведомления об отказе в выдаче Разрешения;

2) выдача дубликата Разрешения.

Пунктом 30 Административного регламента № 410 установлено, что государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возврат государственной пошлины осуществляется в соответствии
со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае принятия решения об отказе в выдаче Разрешения, предоставлении государственной услуги, возврат государственной пошлины не осуществляется.
Возможно ли вернуть государственную пошлину в случае отказа в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов или в случае принятия решения об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов

Порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги
по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов определены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденным
приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558 (далее – Административный регламент № 558).

Согласно пункту 8 Административного регламента № 558 результатом предоставления государственной услуги является:

1)                выдача разрешения на трансграничное перемещение отходов
(далее – Разрешение) либо уведомления об отказе в выдаче Разрешения;

2)      выдача дубликата Разрешения либо уведомления об отказе в выдаче дубликата Разрешения;

3)      исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных
в результате предоставления государственной услуги документах и выдача нового Разрешения либо выдача уведомления об отказе в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок.

Согласно пункта 79 Административного регламента № 558 Росприроднадзором принимается одно из решений, в том числе согласно подпункту 2 указанного выше пункта Административного регламента № 558 об отказе в выдаче Разрешения – при выявлении:

намерения вывоза отходов с территории Российской Федерации в государство, не являющееся стороной Базельской конвенции (кроме государств, не являющихся стороной Базельской конвенции, но заключивших с Российской Федерацией договор о трансграничном перемещении отходов);

намерения ввоза на территорию Российской Федерации или транзита по территории Российской Федерации отходов, указанных в разделе 1.2 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень), утвержденного Решением ЕЭК № 30, и в Приложении 2 к Правилам № 442;

несоответствия указанных в заявлении отходов отходам, указанным в контракте, представление контракта (договора) на поставку с истекшим сроком действия, представление сертификата соответствия с истекшим сроком действия;

несоответствия сроков действия документов поставки (контракта, договора, инвойса) предполагаемому сроку ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) отходов;

несоответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и текстового описания заявленных к трансграничному перемещению отходов, указанных в разделах 1.2 и 2.3 Перечня;

отсутствия необходимости получения Разрешения в случаях, когда отход(ы) не включен(ы) в разделы 1.2 и 2.3 Перечня, а также в приложения 1 и 2 к Правилам № 442 трансграничного перемещения отходов и их трансграничное перемещение не подлежит государственному регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции;

отсутствия технических и технологических возможностей для использования отходов, ввозимых на территорию Российской Федерации.

Отказ в выдаче Разрешения, согласно пункту 8 Административного регламента № 558, является одним из результатов предоставления государственной услуги.

Согласно пункту 27 Административного регламента № 558 за предоставление государственной услуги по выдаче Разрешения взимается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается в порядке, установленном подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 29 Административного регламента № 558 в случае выдачи отказа в предоставлении государственной услуги возврат государственной пошлины не осуществляется.
Когда необходимо получать разрешение (сертификат) СИТЕС?

Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 03.03.1973) (далее – СИТЕС), утвержденный на 18 Конференции Сторон СИТЕС и действующий с с 11.01.2023, опубликован на официальном сайте СИТЕС, а также на сервисе Species+.

Разрешение СИТЕС выдается на перемещение образцов, подпадающих под действие СИТЕС, через границы государств-сторон СИТЕС.

Для нахождения и перемещения на территории Российской Федерации образцов, подпадающих под действие СИТЕС, разрешение СИТЕС не требуется.

В соответствии со статьей III СИТЕС для импорта образцов, включенных в Приложение I СИТЕС, необходимо иметь экспортное разрешение СИТЕС страны-экспортера и импортное разрешение СИТЕС страны-импортера.

В соответствии со статьями IV и V СИТЕС для импорта образцов, включенных в Приложения II и III СИТЕС необходимо предъявить только разрешение СИТЕС страны-экспортера, разрешение страны-импортера не требуется.

В соответствии с пунктом 4 статьи VII СИТЕС, если образцы животных видов, включенных в Приложение I СИТЕС, разведены в неволе для коммерческих целей, то их следует считать образцами животных видов, включенных в Приложение II СИТЕС, а все торговые операции с ними должны производиться согласно условиям статьи IV СИТЕС.

Данное исключение (исключение видов из Приложения I и включение их в Приложение II СИТЕС), указанное в пункте 4 статьи VII СИТЕС должно осуществляться посредством регистрации Секретариатом СИТЕС питомников, которые разводят для коммерческих целей виды, включенные в Приложение I СИТЕС, в соответствии с Резолюцией 12.10. СИТЕС.

Как получить разрешение (сертификат) СИТЕС и сколько времени это потребует?

Порядок получения разрешений СИТЕС определен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз
из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, утвержденным приказом Росприроднадзора от 02.12.2020 № 1672, с изменениями, внесенными приказом Росприроднадзора № 763 от 29.10.2021 (далее - Административный регламент).

Срок оказания государственной услуги (пункт 13 Административного регламента):

25 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения (сертификата) СИТЕС;

10 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения (сертификата) СИТЕС по истечении срока действия ранее выданного разрешения (сертификата) СИТЕС или при замене потерянного, украденного, уничтоженного разрешения (сертификата) СИТЕС;

20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения (сертификата) СИТЕС в случае аннулирования ранее выданного разрешения (сертификата) СИТЕС.

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента за предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина, установленная подпунктом 79 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2014, № 30, ст. 4222).

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента возврат государственной пошлины осуществляется в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2019, № 39, ст. 5375).

Сколько действует сертификат СИТЕС?

В соответствии со статьей VI и Резолюцией 12.3 СИТЕС, выданное разрешение на экспорт / реэкспорт может быть использовано только в течение шести месяцев с даты его выдачи. Это значит, что разрешение экспорт / реэкспорт будет действительно для целей импорта при предъявлении его только в течение шести месяцев со дня выдачи.

Таким образом, экспорт / реэкспорт должен производиться в течение периода действительности разрешения. Под термином «действительны для экспорта в течение шести месяцев» п. 2 статьи VI СИТЕС понимают всю экспортную деятельность (включая, но не ограничиваясь, транспорт, представление на импорт и т.д.), которая должна быть завершена до окончания срока действия разрешения.

Если по сертификату СИТЕС вывезена не полная партия образцов

При транспортировке партий товаров, подпадающих под действие СИТЕС, через государственную границу, таможенные органы страны импорта и (или) таможенные органы страны экспорта проставляют соответствующую отметку на оригинале разрешения (сертификата) СИТЕС, выданном уполномоченным органом.

При этом, в случае вывоза не полной партии товаров, указанной в разрешении (сертификате) СИТЕС, при необходимости оформляется новое разрешение на не вывезенный остаток, при этом в графе «Особы условия» указывается номер предыдущего разрешения (сертификата) СИТЕС и причина выдачи нового.

Цели операций с образцами СИТЕС

В соответствии с Резолюцией 12.3 СИТЕС транзакция между отправителем / экспортером и получателем / импортером, непосредственно участвующими в торговле из одного государства в другое, используется для оценки цели кода транзакции для разрешения на экспорт или сертификат на реэкспорт. Это указывает на причину торговли образцом (образцами) от отправителя / экспортера к получателю / импортеру.

При этом когда выданы и разрешение на экспорт / реэкспорт и разрешение на импорт, назначение кода транзакции, используемого в двух документах СИТЕС, может быть разным.

При определении кода цели экспортной операции СИТЕС необходимо руководствоваться Резолюцией 12.3 СИТЕС:

T – для коммерческих целей;

Z – для зоопарков;

G – для ботанических садов;

Q – для цирков и передвижных выставок;

S – для научных целей;

H – для охотничьих трофеев;

P – для личных целей;

M – для медицинских целей (включая биомедицинские исследования);

E – для образовательных целей;

N – для интродукции или реинтродукции в природу;

B – для разведения в неволе или искусственного выращивания;

L – в судебных целях и в целях соблюдения законодательства.

Для обозначения источника происхождения объектов СИТЕС используются следующие коды:

W – образцы изъяты из природы;

R – образцы происходят из специализированных ферм по разведению диких животных;

D – животные и растения, включенные в Приложение I СИТЕС, разведенные в неволе (искусственно выращенные) для коммерческих целей, а также их части и дериваты, которые экспортируются в соответствии с положениями статьи VII (параграф 4) СИТЕС;

A – растения, которые были выращены в искусственных условиях в соответствии с положениями Резолюцией 11.11 (параграф а), а также их части и дериваты, которые экспортируются в соответствии с положениями статьи VII (параграф 5) СИТЕС (образцы видов, включенных в Приложение I СИТЕС, искусственно выращенные не для коммерческих целей, и образцы видов, включенных в Приложения II и III СИТЕС);

C – животные, разведенные в неволе в соответствии с положениями Резолюции 10.16, а также их части и дериваты, которые экспортируются в соответствии с положениями Статьи VII (параграф 5) СИТЕС (образцы видов, включенных в Приложение I СИТЕС, разведенные в неволе не для коммерческих целей, и образцы видов, включенных в Приложения II и III СИТЕС);

F – первая или последующие генерации рожденных в неволе животных, которые не в полной мере отвечают определению «разведены в неволе», содержащемуся в Резолюции 10.16, а также их части и дериваты;

U – источник происхождения неизвестен;

I – конфискованные или задержанные образцы;

O – преконвенционные образцы.

Какой образец СИТЕС является гибридным?

В Резолюции 10.17 СИТЕС специально оговорено, что если животное является гибридом, но при этом один из его родителей (или оба) включен в Конвенцию СИТЕС, то животное признается видом, входящим в то же приложение, что и его родители. При этом если хотя бы одно из животных недавней линии включено в I Приложение СИТЕС, гибриды должны рассматриваться как образцы видов, включенных в I Приложение СИТЕС.

По вопросу применения пп 16.5 Административного регламента

Пунктом 16.5 Административного регламента предусмотрено предоставление, в том числе, копии разрешения Административного органа СИТЕС государство-экспортера или копия письма Административного органа СИТЕС государства-экспортера о готовности выдать разрешение (сертификат) СИТЕС (в соответствии с пунктом 3 статьи III СИТЕС).

Разъясняем: В случае направления заявительных материалов на получение разрешения (сертификата) СИТЕС на импорт образцов СИТЕС в Российскую Федерацию, заявитель предоставляет: информационное письмо от Административного органа СИТЕС страны экспорта / реэкспорта о происхождении (добывании) образцов СИТЕС, или иной документ выданный Административным органом СИТЕС страны экспорта / реэкспорта, подтверждающий происхождение (добывание) образцов СИТЕС (документами происхождения образцов СИТЕС могут являться: копия сертификата происхождения СИТЕС, копия экспортного СИТЕС, в случае если страна происхождения не совпадает со страной реэкспорта), копия разрешения (сертификата) СИТЕС, выданная страной экспорта / реэкспорта, при ее наличии.

В случае отсутствия у заявителя данных документов Административный орган СИТЕС Российской Федерации запрашивает уточняющую информацию у Административного органа СИТЕС страны экспорта / реэкспорта самостоятельно посредством направления запроса на официальную электронную почту, опубликованную на официальном сайте СИТЕС (https://cites.org/eng).

Какие животные запрещены к содержанию на территории России?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 установлен перечень животных, запрещенных к содержанию.

Животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 01.01.2020, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Касаемо перемещения образцов (дериватов) белого медведя

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 04.12.1975 № 986 (ред. от 26.05.1990) «О мероприятиях по обеспечению выполнения Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.», запрещена добыча (охота, отстрел, отлов) белых медведей, кроме случаев, предусмотренных Соглашением о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г., а также торговля в пределах страны, экспорт, импорт и доставку на территорию СССР белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нарушение упомянутого Соглашения. Указанное постановление действует на территории Российской Федерации в настоящее время.

Кузнецова
Татьяна
Александровна

Заместитель руководителя