Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора
Индык
Александр
Сергеевич
Начальник Управления
Управление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора
Саркисян Нина Алексеевна
Начальник отдела
Ковалинская Любовь Михайловна
Начальник отдела
Сухорукова Елена Александровна
Начальник отдела
Отдел надзора, координации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха
Третьяков Сергей Михайлович
Заместитель начальника Управления - начальник отдела
Отдел организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности
Неботова Юлия Васильевна
Начальник отдела (ИО)
Отдел организации осуществления ФГЭН при строительстве и контроля рассмотрения ППЛРН
Федорова Виктория Константиновнна
Начальник отдела
Отдел технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Основными задачами Управления являются:
Организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного экологического надзора во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Участие в мероприятиях по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении
к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Участие в планировании проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Участие в планировании мероприятий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации.
Участие в реализации полномочий, предусмотренных федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Участие в реализации национальных и федеральных проектов, относящихся к компетенции Управления.
Единый телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-256
Фактический адрес:
119334, г. Москва, ул. Вавилова, д. 24
Приемная
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-256
Отдел надзора на море и за водными ресурсами
Саркисян Нина Алексеевна
Начальник отдела
Вопросы надзора на море и за водными ресурсами
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99174
E-mail:
voda@rpn.gov.ru
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Антонова Светлана Ивановна
Заместитель начальника отдела
Вопросы надзора на море и за водными ресурсами
Телефон:
(499) 254-50-72 доб. 99-248
E-mail:
voda@rpn.gov.ru
Фролов Павел Михайлович
Главный специалист-эксперт
Вопросы надзора на море и за водными ресурсами
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-251
E-mail:
voda@rpn.gov.ru
Бацуева Евгения Игоревна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы надзора на море и за водными ресурсами
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-47
E-mail:
voda@rpn.gov.ru
Отдел земельного надзора
Ковалинская Любовь Михайловна
Начальник отдела
Вопросы земельного надзора
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-176
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Иванкина Екатерина Анатольевна
Главный специалист-эксперт
Вопросы земельного надзора
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-213
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
Канавин Евгений Юрьевич
Главный специалист-эксперт
Вопросы контроля расчета вреда
Телефон:
(499)254-50-72, доб. 99274
E-mail:
kanavin.eyu@rpn.gov.ru
Позднякова Ирина Алексеевна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы земельного надзора
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99279
E-mail:
pozdnyakova.ia@rpn.gov.ru
Отдел надзора, координации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха
Сухорукова Елена Александровна
Начальник отдела
Вопросы надзора в области охраны атмосферного воздуха и промышленных выбросов
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-179
E-mail:
sukhorukova.ea@rpn.gov.ru
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Сильянова Антонина Дмитриевна
Заместитель начальника отдела
Сдача отчетности по форме 2 ТП (воздух)
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-252
E-mail:
silyanova.ad@rpn.gov.ru
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Коваль Марина Анатольевна
Советник
Вопросы нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-253
E-mail:
koval.ma@rpn.gov.ru
Антонова Надежда Сергеевна
Консультант
Внедрение систем автоматического контроля выбросов, вопросы проверки отчетности о выбросах парниковых газов
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-263
E-mail:
popova.ns@ rpn.gov.ru
Соболева Анастасия Александровна
Главный специалист-эксперт
Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в области охраны атмосферного воздуха
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99175
E-mail:
soboleva.aa@rpn.gov.ru
Зеленская Любовь Константиновна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-254
E-mail:
zelenskaya.lk@rpn.gov.ru
Иванушкина Тамара Тимофеевна
Эксперт
Вопросы применения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-178
Отдел организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности
Третьяков Сергей Михайлович
Заместитель начальника Управления - начальник отдела
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-171
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Никулин Сергей Сергеевич
Заместитель начальника отдела
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-177
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Шехматова Евгения Ивановна
Консультант
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-239
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Манузина Ирина Олеговна
Главный специалист-эксперт
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-249
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Кукленков Алексей Владимирович
Главный специалист-эксперт
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-242
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
Анисимов Антон Юрьевич
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499 254-50-72, доб. 99-257
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
Портнов Артем Александрович
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99244
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Каминская Анна Михайловна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы контрольно-надзорной деятельности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99261
E-mail:
proverka@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Отдел организации осуществления ФГЭН при строительстве и контроля рассмотрения ППЛРН
Неботова Юлия Васильевна
Начальник отдела (ИО)
Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99237
E-mail:
nebotova.yuv@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Лощев Сергей Николаевич
Заместитель начальника отдела
Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99180
E-mail:
Loshev.sn@ rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Тесовский Дмитрий Владимирович
Консультант
Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99260
E-mail:
tesovskii.dv@rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Голубев Даниил Вячеславович
Главный специалист-эксперт
Вопросы согласования ППЛРН
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99235
E-mail:
Golubev.dv@ rpn.gov.ru
пн-пт
09:00-18:00
Чудаев Олег Федорович
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы согласования ППЛРН
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-516
E-mail:
chudaev.of@rpn.gov.ru
Кучер Ольга Дмитриевна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы осуществления федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99439
E-mail:
kucher.od@rpn.gov.ru
Отдел технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Федорова Виктория Константиновнна
Начальник отдела
Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-271
E-mail:
fedorova.vk@rpn.gov.ru
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Ткаченко Мария Владимировна
Заместитель начальника отдела
Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99-238
E-mail:
Tkachenko.mv@rpn.gov.ru
пн-пт
9:00-12:00 и 13:00-18:00
Брагина Екатерина Сергеевна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99278
E-mail:
bragina.es@rpn.gov.ru
Гореликова Анастасия Юрьевна
Ведущий специалист-эксперт
Вопросы технологического нормирования и повышения экологической эффективности
Телефон:
(499) 254-50-72, доб. 99204
E-mail:
gorelikova.ayu@rpn.gov.ru
В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов
(далее – НДВ) не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности).
Расчет НДВ и временно согласованных выбросов для указанный веществ осуществляется в соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055.
Согласно п. 10 указанного положения для объектов III категории НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
Методика, определяющая порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждена приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
Какие документы необходимо предоставлять одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории?
В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация) представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с Методикой, определяющей порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность
на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством
в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов в Декларацию.
Одновременно с этим согласно пунктам 2 и 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, разрабатывают
и утверждают программу производственного экологического контроля
(далее – ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК, представляют отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация о программе ПЭК согласно разделу VII Формы является неотъемлемой частью Декларации, которая предоставляется хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Перечень методик расчета) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил, определено, что формирование и ведение Перечня методик расчета осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.
Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.
В соответствии с требованиями пункта 5 Порядка ведение Перечня методик расчета включает в том числе размещение и обновление Перечня на официальном сайте Минприроды России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/.
Также необходимо отметить, что даже после включения всех необходимых методик расчета выбросов в Перечень методик расчета данный Перечень нельзя будет считать окончательным (закрытым) ввиду непрерывного развития отраслей промышленности, что, в свою очередь, также требует актуализации существующих или разработки новых методик расчета выбросов.
Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, проведенной
по ряду выявленных на предприятии источников загрязнения расчетными методами на основании методик расчета выбросов загрязняющих веществ, будут являться легитимными, если дата проведения инвентаризации не позднее даты подписания распоряжения Минприроды России о внесении сведений о методиках расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Перечень методик расчета.
Учитывая, что результаты проведения расчета нормативов допустимых выбросов, отчета о результатах проведения производственного экологического контроля, а также статистическая отчетность по форме № 2 ТП (воздух) основаны на результатах проведенной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с применением методик (методов) измерений, не вошедших в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, то такая документация является не действительной.
Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее – Приказ) утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу Приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных пунктом 42 Порядка, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
Условия корректировки данных инвентаризации или проведения новой инвентаризации выбросов указаны в разделе VI Порядка.
Таким образом, с вступлением в силу приказа Минприроды России № 341 от 31.07.2018 (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 52502) по утверждению Порядка формирования и ведения Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Порядок) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующие объекты НВОС, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, не вошедшие в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, возникла обязанность в корректировке данных инвентаризации в течении одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
При заполнении таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденную приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261, для веществ, значения выбросов которых определены расчетными методами контроля, в графе 8 «Фактический выброс, г/с» целесообразно указывать значения, полученные расчетными методами, в графе 10 указывать дату проведения контроля расчетным методом, а в графе 12 сделать примечание о том, что объем выбросов определен расчетным методом с указанием использованной методики выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому веществу.
Применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками должны быть внесены в соответствующий Перечень методик расчета, формируемый Минприроды России в порядке, установленном приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно
с территориальными органами федерального органа исполнительной власти
в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают
и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность
на объектах I, II и III категорий разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В составе программы производственного экологического контроля согласно подпункту 9.1 пункта 9 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России
от 28.02.2018 № 74, для объектов, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 23 Закона № 96-ФЗ, разрабатывается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов
и методик измерений.
План-график наблюдений должен содержать: адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения; перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ; методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, в соответствии с установленным Требованиями порядком.
Таким образом, включению в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, подлежат объекты I, II и III категорий, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 7 Положения о государственном мониторинге состояния
и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, Росгидромет при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует с Росприроднадзором - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля
в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора,
а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Соглашением о сотрудничестве Росприроднадзора и Росгидромета предусмотрена ежегодная актуализация перечней таких объектов территориальными органами Росприроднадзора и их согласование с территориальными органами Росгидромета.
В соответствии с позицией 57.2 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, Росприроднадзор является субъектом официального статистического учета по оценке выбросов вредных веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам транспорта.
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) производится Росприроднадзором на основании данных, представленных в адрес центрального аппарата Росприроднадзора от МВД России, ОАО «РЖД», АО «АК «ЖДЯ» и ФГУП «КЖД» в соответствии с распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 № 6-р «Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников» (в редакции распоряжения Росприроднадзора от 13.12.2019 № 37-р).
Расчетная методика учитывает количество зарегистрированного автотранспорта, типы автотранспорта и используемое ими топливо, а также сведения о количестве израсходованного топлива для железнодорожного транспорта и сернистость топлива.
Представление Росприроднадзором информации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников по городам Российской Федерации не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Информация об объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за 2019, 2020 и 2021 годы по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации представлена по ссылке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерально закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)
I, II и III категорий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – мероприятия при НМУ), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования
к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).
Согласно пункту 12 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов на объектах НВОС I, II и III категорий в случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 Требований.
Вместе с тем, порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок) установлен приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.Порядком определенно, что заинтересованными лицами в числе прочих являются и юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 9 Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом (территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии) на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.Представляемая уполномоченным органом в соответствии с Порядком информация о НМУ включает, в том числе, наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ, период (дата и время), в который ожидаются НМУ, а также степень опасности НМУ.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами не установлены ограничения по разработке мероприятий при НМУ для объектов НВОС I, II и III категорий, расположенных в городских или иных поселениях, где отсутствуют посты государственного мониторинга атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС) I, II и III категорий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – мероприятия при НМУ), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования
к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).
В соответствии с пунктом 12 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов на объектах НВОС I, II и III категорий в случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 Требований.
Пунктом 6 Требований определены основания для разработки мероприятий
при НМУ, в которые входят, в том числе результаты расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
Вместе с тем Росприроднадзор отмечает, что выполнение/невыполнение конкретных мероприятий при НМУ, а также обоснованность отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждаются по результатам государственного экологического надзора, посредством проведения плановых, внеплановых, документарных и выездных проверок, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также административных расследованиях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письмо Росприроднадзора от 06.07.2022 № РН-09-03-31/22285 об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха
Согласно п. 2, п. 3 Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся
в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Срок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде – до 60 рабочих дней со дня поступления информации,
в том числе от органов государственной власти, о наличии признаков объектов накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 3 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при выявлении объектов накопленного вреда окружающей среде определяются:
место нахождения;
площадь территорий, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, целевое назначение земель и (или) земельных участков;
вид хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате осуществления которой возник накопленный вред окружающей среде;
наличие объектов капитального строительства и (или) отходов производства и потребления на территориях, которые могут быть признаны объектами накопленного вреда окружающей среде;
компоненты природной среды, на которые может быть оказано негативное воздействие объекта накопленного вреда окружающей среде;
количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта накопленного вреда окружающей среде.
Руководствуясь п. 6 Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, осуществившие выявление объекта накопленного вреда окружающей среде,
в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня завершения выявления, формируют свод данных, включающий:
данные, предусмотренные п. 3 ст. 80.1 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости
об объекте недвижимости, содержащую сведения о праве собственности
на объект накопленного вреда окружающей среде и (или) земельные участки;
данные, подтверждающие соответствие объекта накопленного вреда окружающей среде критериям, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
информацию о нахождении объекта накопленного вреда окружающей среде в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов
и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны), сведения о наличии на территории объекта накопленного вреда объектов культурного наследия, скотомогильников, полезных ископаемых, опасных производственных объектов, зарегистрированных пожаров и инцидентов;
иную информацию, полученную в результате выявления объекта накопленного вреда окружающей среде.
Согласно п. 7 Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239, данные, полученные
в результате выявления объекта накопленного вреда окружающей среде,
в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их формирования, направляются в Росприроднадзор.
Для включения объекта накопленного вреда окружающей среде в график обследования и оценки Росприроднадзором необходимо представить следующие сведения:
данные, подтверждающие соответствие объекта накопленного вреда окружающей среде критериям, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2335;
данные, сформированные в результате выявления объекта накопленного вреда окружающей среде, в соответствии с п. 6 Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239
Отмечаем, что формы, рекомендуемые к использованию, для предоставления свода данных, полученных в результате выявления объекта накопленного вреда окружающей среде, размещены на официальном сайте Росприроднадзора.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе проводить мероприятия по обследованию и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, за исключением оценки воздействия на жизнь и здоровье граждан, при наличии согласования с Росприроднадзором, согласно абз. 2 п. 2 Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1967.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления могут привлекать к проведению мероприятий по обследованию и оценке объект накопленного вреда окружающей среде испытательные лаборатории (центры), аккредитованные
в соответствии требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Руководствуясь п. 15 Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1967, направление
в Роспотребнадзор результатов выявления, обследования и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде с целью проведения оценки воздействия объекта накопленного вреда окружающей среде на жизнь
и здоровье граждан осуществляется органами, проводившими мероприятия
по обследованию и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде (согласно п. 2 Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1967, обследование и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде может проводиться Росприроднадзором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления).
В случае, если орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводил самостоятельное обследование и оценку объекта накопленного вреда окружающей среде
(по согласованию с Росприроднадзором), то результат выявления, обследования и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде направляется в Роспотребнадзор указанным органом.
Чернышев
Владимир
Владимирович
Заместитель руководителя