Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Вопросы и ответы на них

1. Каким образом будет выглядеть процедура перехода объектов негативного воздействия из-под федерального в региональный надзор?

Изменение поднадзорности объекта может быть произведено путем внесения изменений в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, а также при изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов; технологий обезвреживания и размещения отходов хозяйствующих субъект подает соответствующий орган исполнительной власти, в котором он становился на учет.

В случае принятия решения об изменении уровня государственного экологического надзора, уполномоченный орган исполнительной власти направляет сведения для включения в соответствующий реестр по принадлежности.

2. Какие произошли изменения при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Вправе ли предприятие, отнесенное к I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, произвести корректировку расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2017 год при предоставлении документов, подтверждающих затраты на внедрение наилучших доступных технологий (установку оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов)?

Правительством Российской Федерации утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. (Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду")

Порядок осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы будет установлен Росприроднадзором.

Законом предусмотрен зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц на финансирование мероприятий по:

- внедрению наилучших доступных технологий;

-  строительству, реконструкции систем оборотного водоснабжения;

- установке оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

- установке автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом выбросов и сбросов

При этом данные мероприятия должны быть включены в планы снижения выбросов и сбросов.

Также необходимо отметить, что возможно зачета платежей существует не только для объектов I категорий, но также и для II, III категорий, которые являются плательщиками платы.

3. Если предприятие не соответствует критериями отнесения к объектам негативного воздействия на окружающую среду, какие требования законодательства в части организации природоохранной деятельности применяются к нему? Планируется ли внесение изменений в критерии? Когда будут внесены изменения?

В случае, если в Законе специально не оговаривается, что требование распространяется на объекты, отнесенные к конкретным категориям, то такое требование распространяется на всех хозяйствующих, в том числе, тех, у кого нет объектов негативного воздействия, подлежащих постановке на учет.

Это касается, в том числе, объектов, на которых, например, образуются отходы, осуществляется добыча полезных ископаемых, не включённых в Критерии отнесения объектов НВОС к четырем категориям, утверждённые постановлением Правительства РФ № 1029.

Внесение изменений в Критерии планируется, соответствующие предложения Росприроднадзор направил в Минприроды России.

После подготовки проекта постановления он будет размещен для ознакомления на сайте regulation.gov.ru для ознакомления и общественного обсуждения.

4.В соответствии с п. 9, ст.67 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 01.01.2018 г. на объектах 1 категории стационарные источники должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов ЗВ, сбросов ЗВ и концентрации ЗВ а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов ЗВ, сбросов ЗВ и о концентрации ЗВ в гос.фонд данных, гос.экологического мониторинга.

Приняты ли законодательно на сегодняшний день требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов ЗВ, сбросов ЗВ и концентрации ЗВ техническим средством фиксации и передачи информации? Установлен ли Правительством РФ перечень стационарных источников, включая перечень ЗВ, контролируемых автоматическими средствами измерения учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации ЗВ?

В настоящее время Минприроды России подготовило проект распоряжения Правительства Российской Федерации, в котором предлагается утвердить таблицу, содержащую перечень источников выбросов на объектах I категории и перечень измеряемых на таких источниках загрязняющих веществ, который проходит согласования.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ отдельно утверждаться Минприроды России не будут и определяются в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.

5. Хозяйствующим субъектом осуществляется сжигание древесных отходов (в т.ч. 4 класса опасности) в бытовых печах. К какому виду деятельности относить процесс сжигания («утилизация» или «обезвреживание») при получении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности? В случае отнесения данного процесса к «обезвреживанию», необходимо ли проходить государственную экологическую экспертизу?

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая

- повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг),

- их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также

- извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Таким образом, сжигание отходов относится к процессу обезвреживания.

В случае, если объектом обезвреживания отходов является объект капитального строительства, на который разрабатывается проектная документация, то такая документация подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу.

Также в случае, технология обезвреживания является новой и ранее на территории Российской Федерации не применялась, то она подлежит экологической экспертизе в качестве новой технологии.

6.  Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в рамках государственного экологического надзора.

Лицензионный контроль и государственный экологический надзор являются самостоятельными видами контрольно-надзорной деятельности органов государственный власти.

При этом предметы проверок при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами и лицензионного контроля могут пересекаться, что создает условия для проведения плановых проверок соблюдения одних и тех же требований в рамках различных видов надзора.

При осуществлении лицензионного контроля могут быть проверены только лицензионные требования, включенные в положение о лицензировании деятельности по обращению с отходами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

После утверждения форм проверочных листов, в которые будут включены требования, относящиеся к каждому виду надзора, предметы различных видов надзора будут разграничены.

В настоящее время формы проверочных листов опубликованы Росприроднадзором на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения.