Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
               Справочная информация

 

Версия для слабовидящих
 

Социально-значимые объекты

Экологическая экспертиза объекта завершения разработки проектной документации "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге"

 
В соответствии с заключением экспертной комиссии представленные на государственную экологическую экспертизу материалы завершения разработки проектной документации «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге» в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров» не соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В заключении изложено 44 пункта замечаний к проектной документации, среди которых указано на нарушения Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3: на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; в пределах земель ООПТ изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Согласно проекту, в случае реализации намечаемой хозяйственной деятельности будут затронуты 94 ООПТ, при этом значимое воздействие будет оказано на 30 ООПТ, в том числе в Нижегородской области на 19 ООПТ, в Республике Марий Эл на 3, в Чувашской Республике на 8. Также отмечается, что для реализации намечаемой хозяйственной деятельности потребуется корректировка границ ООПТ, упразднение ООПТ или изменение правового режима их охраны.
В представленных материалах не выполнены нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и Федерального закона  от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», касающиеся возмещения вреда окружающей среде, природным объектам и комплексам в границах ООПТ. Кроме того, в нарушение требований «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, в материалах ОВОС отсутствует информация в части комплексной оценки компонентов окружающей среды ООПТ.
 

Санкт-Петербургское Государственное унитарное природоохранное предприятие "Полигон "Красный Бор"

       ГУПП «Полигон Красный Бор» введен в эксплуатацию в  1973 году для размещения и хранения промышленных токсичных отходов предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 1-го по 5-й классы опасности, исключая радиоактивные отходы. Полигон «Красный Бор» является единственным предприятием в этом виде деятельности на северо-западе РФ.
        Полигон расположен в 26 км от Санкт-Петербурга на площади  70 га, на территории Тосненского района Ленинградской области. Размещение отходов происходит в пласте кембрийских глин толщиной от 60  до 80 метров, что обеспечивает экологическую безопасность при захоронении промышленных отходов.     
       До настоящего времени Полигон располагается на землях гослесфонда 1 категории, процесс перевода земель в промышленные ведется, однако на сегодняшний день не завершен. В 2014 году должно выйти соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о переводе земель.
        Основные технологии по обработке отходов на полигоне:
- раздельное складирование в карты-котлаваны по видам отходов;
- термическое обезвреживание водного слоя для уменьшением объемов содержимого на установки термического обезвреживания (УТО);
- реагентная очистка сильно токсичных сточных вод на локальных очистных сооружениях.
        За период эксплуатации практически вся территория полигона  (87%) использована и представляет  собой  закрытые карты-котлованы, наполненные  отходами, и укрытые верхним слоем без необходимых мероприятий по рекультивации. В закрытых картах накоплено около 1 миллиона тонн отходов. В настоящее время рабочими остаются 5 карт-котлованов, обьем накопленных в них отходов 650 -700 тыс. тонн.
         Объемы поступающих на полигон отходов за последние 20 лет сократились с 100 тысяч тонн до 15 тысяч тонн в год. Мощности полигона по размещению отходов практически исчерпаны, что диктует необходимость принятия неотложных мер по обеспечению экологической безопасности региона.  С этой целью в 1996 году было начато строительство 1-ой очереди  экспериментального предприятия по переработке промышленных токсичных отходов  мощностью 40 000 тонн в год, ввод которого планируется в 2015 году.
          В 2011-2013 годах выполнены работы по завершению строительства инфраструктурных объектов завода (административно-лабораторный корпус, котельная, станция биологической очистки сточных вод, очистные сооружения ливневых вод, насосные станции  и т.п)
           Анализ показывает, что проектная мощность завода позволит обеспечить переработку поступающих отходов и ранее накопленных отходов только к 2035 году. Кроме того, требуется пересмотр технологических решений в части оборудования для термического обезвреживания отходов из-за поменявшейся морфологии отходов. Для сокращения срока уничтожения ранее накопленных отходов необходимо увеличить мощность завода до 100000 тонн, что позволит решить проблему обезвреживания отходов «с колес» ранее накопленных отходов и предусмотреть квоты на обезвреживание отходов 1-2 класса, образующихся в СЗФО. Одновременно необходимо  предусмотреть решение вопроса  об источниках финансирования ликвидации ранее накопленного экологического ущерба,  по приблизительным расчетам  затраты могут составить 2 млрд. рублей.
          Завершение строительства предприятия позволит обеспечить прием и экологически безопасное обращение со всеми видами промышленных  отходов, образующихся на территории СЗФО.
           В ближайшие 4-5 лет мощности действующего полигона будут исчерпаны. Задержка строительства завода может вызвать экологическую катастрофу в регионе. Опасные отходу будут направляться нелегально в лучшем случае на полигоны ТБО, в худшем - на несанкционированные свалки, в канализацию, в лес.
 

Модернизация промышленных площадок Заполярный и Никель, объекты по утилизации серы на Медном заводе и Надеждинском металлургическом заводе (ОАО "ГМК "Норильский никель")

Во исполнение п.6 Плана совместных действий на 2013 год по реализации Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ОАО «ГМК «Норильский никель» по сопровождению Плана мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города на ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» подготовлен совместный Отчет об итогах реализации Соглашения.
Соглашение между Росприроднадзором и ОАО «ГМК «Норильский никель» было подписано в августе 2010 года в ходе рабочей поездки в г. Норильск Председателя Правительства РФ В.В. Путина в рамках поручений по социально-экономическому развитию г. Норильска.
Соглашение о взаимодействии было заключено на три года и предусматривало широкомасштабную совместную работу Росприроднадзора и Компании по следующим основным направлениям:
- выработка прогрессивных форм и методов производственного экологического контроля и государственного надзора;
- развитие информационного обмена;
- обучение персонала, повышение его квалификации;
- контроль за исполнением ОАО «ГМК «Норильский никель» мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Итоги реализации Соглашения свидетельствуют:
1.  Взаимодействие сторон в сфере информационного обмена, сложившееся в результате работы по Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ОАО «ГМК «Норильский никель» по выполнению мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу муниципального образования город Норильск, носит позитивный и полезный характер, укрепляет степень взаимного доверия между государством и бизнесом, способствует повышению уровня экологической безопасности, рационального природопользования и обеспечения благоприятной окружающей среды;
2.  В сферу реализации Соглашения были вовлечены многочисленные общественные организации, инициативные группы граждан, научные и проектные учреждения, заинтересованные в успешной реализации природоохранных мероприятий в г. Норильске и Красноярском крае. Это способствовало ещё более широкому информированию заинтересованной общественности и граждан и их вовлечение в непосредственное участие в решение природоохранных проблем;
3.  Проводимые в рамках Соглашения публичные обсуждения и научно-практические конференции на основе представленных материалов, докладов и в ходе многочисленных дискуссий позволили заинтересованным лицам составить целостное представление о предлагаемых мерах по комплексной модернизации производства в Заполярном филиале и поэтапном улучшении состояния качества атмосферного воздуха в жилых зонах г. Норильска;
4.      Полученный в результате реализации данного Соглашения опыт в сфере информационного обмена по выполнению природоохранных мероприятий возможно рекомендовать для более широкого применения при взаимодействии государственных природоохранных органов с другими компаниями, работающими в сфере добычи и переработки полезных ископаемых.
За три года действия Соглашения ОАО «ГМК «Норильский никель» на природоохранную деятельность израсходовало 53,3 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности затрачено 13,1 млрд. рублей, из них на охрану атмосферного воздуха – 9,4 млрд. рублей.
    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования будет и дальше осуществлять государственный экологический надзор за деятельностью ОАО «ГМК «Норильский никель».
    В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» очередная плановая проверка природоохранной деятельности ОАО «ГМК «Норильский никель» намечена на сентябрь 2014 года.