Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Одним из требований Росприроднадзора является наличие на предприятиях Положения о производственном экологическом контроле (ПЭК)

Батуринец Александра Андреевна, г. Москва
Уважаемый Владимир Владимирович!
Одним из требований Росприроднадзора является наличие на предприятиях Положения о производственном экологическом контроле (ПЭК), согласно ст.67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 26 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В указанных статьях не сказано о том, что ПЭК должен быть закреплен в виде положения,  кем оно утверждается, как согласовывается. 
Правомерно ли такое требование к предприятиям? Разработаны ли и утверждены ли нормативные документы с требованиями по разработке и согласованию  Положения о ПЭК?
Аналогичный вопрос возникает с другим требованием инспекторов – наличие Порядка производственного контроля в области обращения с отходами (ст.26 №89-ФЗ).   Закон устанавливает, что необходимо разработать и согласовать такой Порядок, но непонятно – как его разрабатывать и как утверждать?
Так же хотелось бы уточнить – нужно ли разрабатывать проект при сбросе сточных вод не в водный объект, а на водосборную площадь. Чем руководствоваться при разработке такого проекта?
С уважением, инженер-эколог Александра!
Ответ:
По вопросу № 1:
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В периоды между мероприятиями государственного экологического надзора производственный экологический контроль является основным средством обеспечения экологической безопасности на предприятии.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля (перечень и периодичность мероприятий ПЭК, технология ПЭК) содержатся в природоохранной проектной документации – проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, проект нормативов допустимых сбросов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также отдельные требования по осуществлению ПЭК при необходимости могут быть установлены в качестве условия действия разрешительных природоохранных документов, а также могут содержаться в предписаниях, выданных в ходе или по результатам мероприятий государственного экологического надзора.
Указанные, а также иные документы природоохранного характера, содержащие обязательные для исполнения требования по осуществлению производственного экологического контроля, могут служить основой для разработки предприятиями-природопользователями внутренних документов (в т.ч. порядков), регламентирующих ПЭК.
По вопросу № 2:
В соответствии со ст.26 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № ФЗ-89 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно п.5.5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 функция по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами (далее – порядок) возложена на Росприроднадзор.
В настоящее время разработан проект Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по согласованию порядка, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее – проект регламента), который находится на согласовании в Минрегионе России.
Таким образом, в настоящее время в отсутствии нормативно-правового документа, регламентирующего требования к составу и перечню документов, необходимых для разработки порядка, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, при определении (разработке) порядка должны руководствоваться общими положениями и требованиями, установленными федеральными законами Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.1998 № ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
По вопросу № 3:
В соответствии с частью 1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В силу части 1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями абзаца второго ч.3 ст.19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в иные компоненты окружающей среды, кроме как в водные объекты и атмосферный воздух, не установлен.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу части 1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 и предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дата добавления: 
среда, 24 августа, 2011