Перейти к основному содержанию
Оперативные дежурные: 8(499)766-21-55
               Справочная информация

 

Версия для слабовидящих
 

Проекты докладов по правоприменительной практике ("как делать нельзя")

ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЗА 2016 ГОД
«КАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ»
Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

О федеральном государственном экологическом надзоре
В соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии № 903).
Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный экологический надзор в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства от 08.05.2014 № 426, который включает в себя следующие направления:
1. федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
2. государственный земельный надзор;
3. государственный надзор в области обращения с отходами;
4. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
5. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
6. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
7. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
8. государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
9. государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
10. федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
11. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
12. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки);
13. федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
14. федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
15. государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой.

Росприроднадзором в установленной сфере деятельности проводятся проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные), мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и производство по делам об административных правонарушениях.

С 1 января 2017 года вступила в силу статья 8.46 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.
Учитывая, что сроки постановки на государственный учет объектов НВОС в связи с поздним выходом нормативных правовых актов были сокращены с двух лет до нескольких месяцев, Росприроднадзором было принято решение о необходимости в случае поступления информации, что организацией не была подана заявка о постановке своих объектов НВОС на государственный учет, официально уведомить организацию о требованиях законодательства в данной сфере и, в случае если после такого уведомления организацией не будет предпринято никаких мер по постановке объектов НВОС на государственный учет, принять предусмотренные законодательством меры административного воздействия.
Вместе с тем, по состоянию на март 2017 года уже составлено 34 протокола об административном правонарушении по статье 8.46 КоАП: 11 - в отношении должностных лиц, 23 – в отношении юридических лиц.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного экологического надзора в 2016 году
№ п/п Статья КоАП РФ Кол-во
1 ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов 3883
2 ст. 19.7 - Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде 507
3 ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства 6684
4 ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию 2187

Государственный земельный надзор
Осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Государственный земельный надзор осуществляется посредством:
- организации и проведения проверок;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Предметом проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений природопользователями требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Проверки проводятся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с использованием земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного земельного надзора в 2016 году, являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражающиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. По данным правонарушениям было вынесено 884 постановления о назначении административного наказания.
По результатам анализа материалов дел установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит в следствие:
- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
- аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами;
- сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.
Для максимально эффективной работы по предотвращению возникновения вышеуказанных причин нарушения требований природоохранного законодательства необходимо:
1) разработка и внедрение системы переработки и хранения отходов производства и потребления, включающей в себя строительство новых и модернизацию уже действующих мусороперерабатывающих заводов и ввод в эксплуатацию новых объектов размещения твердых коммунальных отходов;
2) с целью снижения аварийных случаев нефтеразливов требуется обновление устаревшего трубопроводного парка, а также усиление контроля со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя за вверенными ему объектами инфраструктуры, для предотвращения несанкционированных врезок со стороны третьих лиц;
3) для предотвращения загрязнения земель сбросами с предприятий необходима модернизация систем водоочистки сточных вод, а так же (на предприятиях, территориально удаленных от водных объектов) разработать и внедрить систему водоотведения.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении государственного земельного надзора в 2016 году
№ п/п Статья КоАП РФ Кол-во
1 ст. 8.6 ч.1 - Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы 182
2 ст. 8.6 ч.2 - Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления 884
3 ст. 8.7 ч.1 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры 42
4 ст. 8.7 ч.2 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры 116

Государственный надзор в области
использования и охраны водных объектов
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственной надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, федеральный государственный надзор осуществляется на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», приказом МПР России от 18.12.2006 № 288 утверждён Перечень объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (далее – Перечень).
Согласно Перечню, объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Только за период 2016 года территориальными органами Росприроднадзора возбуждено более 1500 дел об административных правонарушениях по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта Росприроднадзором производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области
использования и охраны водных объектов в 2016 году
№ п/п Статья
КоАП РФ Кол-во
1 ст. 7.20 - Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения 52
2 ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий 3795
3 ст. 7.7 - Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения 6
4 ст. 8.12 ч.2 - Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах 96
5 ст. 8.12.1 - Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе 351
6 ст. 8.13 ч.1 - Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления 259
7 ст. 8.13 ч.2 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования 36
8 ст. 8.13 ч.3 - Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины 39
9 ст. 8.13 ч.4 - Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение 1497
10 ст. 8.13 ч.5 - Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производств 20
11 ст. 8.14 ч.1 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты 1229
12 ст. 8.42 ч.1 - Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности 858
13 ст. 8.42 ч.2 - Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 6
14 ст. 8.45 ч.1 - Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом 160
15 ст. 8.45 ч.2 - Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи 4
16 ст. 8.14 ч.2 - Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов 24
17 ст. 8.15 - Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств 201
18 ст. 8.17 ч.1 - Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку 2
19 ст. 8.17 ч.3 - Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море 1

Государственный надзор в области
охраны атмосферного воздуха
Осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха реализуется посредством:
- организации и проведения проверок природопользователей;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
К типовым и массовым нарушениям относятся нарушения статьи 8.21 КоАП РФ (ч.1-3):
- ч. 1 – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользоватей к необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также в некоторых случаях ввиду незнания требований природоохранного законодательства.
-ч. 2 – нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:
выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- ч. 3 – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
указанное нарушение чаще всего совершается природопользователями по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.
По мнению Росприроднадзора, оснащение источников выбросов автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов загрязняющих веществ будет способствовать повышению ответственности природопользователей, уменьшению количества правонарушений в установленной сфере и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области
охраны атмосферного воздуха в 2016 году
№ п/п Статья
КоАП РФ Кол-во
1 ст. 8.19 - Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации 2
2 ст. 8.21 ч.1 - Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения 921
3 ст. 8.21 ч.2 - Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него 484
4 ст. 8.21 ч.3 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений 843
5 ст. 8.22 - Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума 21
6 ст. 8.23 - Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума 14

Государственный надзор в области обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.
В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
- отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;
- эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
- несанкционированное размещение отходов;
- отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.
С целью предотвращения нарушений в области обращения с отходами Росприроднадзор полагает целесообразным внесение изменений в ст.8.2 КоАП РФ в части установления дифференцированной ответственности за нарушения требований обращения с отходами производства и потребления в зависимости от характера совершенного проступка.

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок, плановых ежегодных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, внеплановых выездных проверок соответствия лицензиата/соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Так основными нарушениями лицензионных требований является:
- отсутствие государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы
- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;
- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
С целью предотвращения нарушений лицензионных требований Росприроднадзор полагает увеличить размеры штрафов, а также предусмотреть возможность Росприроднадзором самостоятельно до судебного решения в случаях грубых неоднократных нарушений лицензионных требований принимать решение об аннулировании лицензии и приостановке деятельности, способствующей нанесению вреда окружающей среде и здоровью населения.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области обращения с отходами, лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в 2016 году
№ п/п Статья
КоАП РФ Кол-во
1 ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
3930
2 ч. 2 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) 226

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Росприроднадзором осуществляется государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на основании статьи 37 Закона Российской Федерации "О недрах", Положения о государственном надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293.
Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Проверки Росприроднадзором проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения. При этом для принятия соответствующих мер материалы передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Росприроднадзор осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);
б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;
е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;
ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
з) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
и) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;
к) предотвращение самовольного пользования недрами;
л) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
м) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.
Органами Росприроднадзора в 2016 года выявлены 3027 нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят:
невыполнение условий по началу проведения ГРР;
невыполнение условий по срокам начала добычных работ;
невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых;
отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых;
невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей.
За указанные нарушения приняты меры административного воздействия, в том числе по статье 7.3 КоАП РФ, на сумму 260 млн.рублей (взыскано 154 млн.рублей).
В целях усовершенствования работы по направлению государственного геологического надзора целесообразно:
- Внести изменения в Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293, закрепив за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы предотвращения самовольного пользования недрами в отношении участков недр местного значения.
- Внести изменения в статью 37 Закона Российской Федерации «О недрах» в части установления оснований для проведения внеплановых проверок в рамках организации и осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
- Привести в соответствие с действующим законодательством Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2012 г. № 196.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в 2016 году
№ п/п Статья
КоАП РФ Кол-во

1 ч. 1 ст. 7.3 - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами 468
2 ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта 1131

Сведения о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и его должностных лиц

В 2016 году центральным аппаратом Росприроднадзора было рассмотрено 24 жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях в рамках главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных его территориальными органами. По итогам рассмотрения указанных жалоб приняты следующие решения:
3 жалобы удовлетворено, постановления по делам об административных правонарушениях отменены;
7 жалоб удовлетворено, постановления отменены, дела об административных правонарушениях направлены на новое рассмотрение в территориальный орган Росприроднадзора, вынесший оспариваемое постановление;
12 жалоб оставлено без удовлетворения, постановления оставлены в силе;
2 жалобы оставлены без рассмотрения.

Кроме того, центральным аппаратом Росприроднадзора в 2016 году проводилась работа по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов об отмене результатов проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Всего в 2016 году на рассмотрение в центральный аппарат поступило 10 заявлений об отмене результатов проверок.
Из них 4 были рассмотрены комиссией центрального аппарата по отмене результатов проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора. Их них:
3 заявления признаны обоснованными, результаты проверок следующих территориальных органов Росприроднадзора признаны недействительными и отменены:
1. Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу;
2. Управление Росприроднадзора по Курской области;
3. Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю. (на момент рассмотрения заявления – Департамент Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу).
1 заявление комиссией признано необоснованным.
1 заявление на 31.12.2016 находилось на рассмотрении.
5 заявлений были направлены Росприроднадзором на рассмотрение в Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам.
Из них 1 заявление признано комиссиями Департаментов по федеральным округам по рассмотрению заявлений об отмене результатов проверок обоснованным, результаты проверки признаны недействительными и отменены (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области).
4 заявления признаны комиссиями Департаментов по федеральным округам необоснованными.

Также Росприроднадзором и его территориальными органами проводится работа по защите интересов Службы в судах при оспаривании хозяйствующими субъектами в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушений (в арбитражных судах), представлений по устранению причин и условий способствующих совершению правонарушений, предписаний, актов проверок и иных ненормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия), связанных с контрольно-надзорной деятельностью.
При этом, из 1433 рассмотренных судебных дел в пользу Росприроднадзора принято 1025 судебных актов, что составляет 71,5%. При этом на 31.12.2016 в производстве судов с участием Росприроднадзора находилось 1949 судебных дел.
Лучшие показатели судебной работы по выигранным делам у Центрального (84%), Дальневосточного (83%) и Приволжского (87%) федеральных округов.
Худшие – у Уральского (61%) и Северо-Кавказского (64%).
Основными причинами причины проигрыша дел являются
1. Процессуальные нарушения;
2. Пропуск срока давности привлечения к ответственности;
3. Отсутствие события правонарушения;
4. Неисполнимость предписания.

Сведения о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю
Результаты надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
тыс. руб.
2016
Проведено проверок 40 076
Выявлено нарушений 21 757
Устранено нарушений 6 793
Составлено протоколов, Всего 38 449
Составлено протоколов, Юридическое лицо 22 375
Составлено протоколов, Индивидуальный предприниматель 572
Составлено протоколов, Должностное лицо 12 351
Составлено протоколов, Физическое лицо 3 151
Наложено штрафов, тыс. руб. 1 317 719,115
Взыскано штрафов, тыс. руб 899 430 (68.26%)
Взыскано штрафов всего по данным Казначейчства, тыс. руб 1 014 903,662
Сумма предъявленного вреда 18 864 377,367
Сумма взысканного вреда 133 009,215
Расчетов всего 873
по воде 380
по почвам 346
по недрам 110
по ООПТ 37
Начислено по расчетам платы за НВОС 12 693 216,909
Поступило по расчетам платы за НВОС 21 927 775,635

Сведения о наложенных по результатам мероприятий по контролю мерах административной и иной публично-правовой ответственности

File: